Содержание:
  1. На плечах великана
  2. Первые санкции
  3. Поиски жизни на Марсе
  4. "Адская" планета с буквой "Д"
  5. Претензии на Луну 
  6. Китай поможет?

После начала полномасштабной войны Запад ввел против России санкции, которые среди прочего касаются ее космической отрасли. Как они влияют на российские исследования в космосе, вредят ли другим странам, и спасет ли Россию Китай — LIGA.net поговорила с соучредителем и руководителем украинского космического стартапа Lunar Research Service (LRS) Дмитрием Хмарой.

На плечах великана

Имидж России в космической отрасли до сих пор держался на достижениях Советского Союза. Они действительно были выдающимися: первый искусственный спутник Земли, первый человек в космосе, мощная программа исследования Венеры, беспилотные полеты на Луну – это несколько ярких примеров.

Но после распада Союза за три десятилетия Россия не сделала почти ничего такого, что могло бы сравниться с современными исследовательскими миссиями США, Европы, Японии. Ни роверов, которые годами ездят по поверхности Красной планеты, как у НАСА, ни посадки на поверхность кометного ядра, как у европейской миссии "Розетта", ни забора образцов породы с поверхности астероида для доставки на Землю, как у японской "Хайябуса-2".

Хотя смелые попытки были. Например, беспрецедентная по своим задачам миссия "Фобос-Грунт", которая предусматривала доставку на Землю образцов породы со спутника Марса – Фобоса. Но с самого старта она пошла совсем не по плану и обернулась полным провалом. Были и амбициозные международные проекты с участием России, о которых мы упомянем.

Первые санкции

В 2014 году, после того, как Россия аннексировала Крым и оккупировала части Донецкой и Луганской областей, Запад ввел первые санкции против российской космической отрасли. Впрочем, обойти их оказалось не очень сложно.

Космические фантазии. Почему Россия уже не способна на современные исследования в космосе
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Фото – EPA

"Мы слышали о таком понятии, как импортозамещение, а они ввели такой термин как импортонезависимость, – рассказывает Дмитрий Хмара. – Под ним подразумевается, что Россия покупала у Тайваня, Южной Кореи, Китая и Сингапура те компоненты для космической отрасли, которыми раньше ее снабжали Европа и США".

Потому санкции были хоть и неудобными, но кардинально не повлияли на российские проекты в космосе. К примеру, хоть и не без сложностей, Россия смогла построить космический аппарат "Луна-25", который собирается запустить на Луну уже в этом году.

Но новые санкции России будет обойти гораздо сложнее, если вообще возможно. Среди самых заметных ее провалов, которые уже произошли, миссия "Экзомарс", в которой она участвовала вместе с Европейским космическим агентством (ЕКА).

Поиски жизни на Марсе

Ее задача – исследование Марса и в первую очередь – поиски жизни, которая могла быть на этой планете когда-то, или даже есть сегодня. Вот один из многочисленных вопросов, на которые эта программа пытается ответить: откуда в атмосфере Красной планеты берется метан? Это важно, ведь с одной стороны метан может являться продуктом геологических процессов в недрах планеты. Но с другой – на Земле есть бактерии, способные образовывать этот газ. Может, подобные есть и на Марсе?

Проект состоит из двух отдельных миссий. В 2016 году (после захвата Россией Крыма и части востока Украины) на Красную планету отправились орбитальный аппарат Trace Gas Orbiter (TGO) и посадочный модуль Schiaparelli. Запуск состоялся с космодрома Байконур с помощью российской ракеты-носителя "Протон-М".

Вторая миссия в рамках программы "Экзомарс" должна была стартовать в этом году. Снова с Байконура и снова с помощью российской ракеты-носителя. На этот раз исследовать Красную планету должны были отправить марсоход "Розалинд Франклин" и посадочную платформу "Казачок". Марсоход сделали в Европе, а посадочную платформу – в России, хотя некоторые из научных инструментов на ней – тоже европейские. Все вместе эти инструменты позволяют собирать самую разную научную информацию о Марсе, которая касается его атмосферы, внутреннего строения планеты, магнитного поля и т.д.

Запуск планировался на конец октября – начало ноября этого года, когда открывалось так называемое окно запуска космических аппаратов на Марс. Но уже 28 февраля, на пятый день после вторжения России в Украину европейская сторона проекта заявила, что запуск в этом году "очень маловероятен", а позже официально приостановила сотрудничество с "Роскосмосом" из-за санкций ЕС.

Следующее окно запуска открывается в конце 2024 года, а до этого запуск будет просто невозможен. Теперь каждый из двух участников проекта имеет на руках отдельные элементы пазла, но не целую картинку. Чтобы не бросать дело на полпути, отсутствующие части надо заменить.

Россия теоретически могла бы с помощью своей ракеты попытаться отправить "Казачок" на Марс. Но даже если посадка будет удачной (а это отнюдь не простая задача), то научная ценность миссии будет под вопросом. Ведь главный ее участник – европейский ровер "Розалинд Франклин". Поэтому в "Роскосмосе" начали говорить о том, что могут найти замену европейским партнерам – например, Китай, или даже страны Персидского залива.

Остается вопрос, сможет ли Европейское космическое агентство осуществить эту миссию без России? Дмитрий Хмара уверен, что может. Ведь у ЕКА большой опыт межпланетных космических миссий, которые они осуществляли сами или в сотрудничестве с НАСА.

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что до сих пор для Европы миссии, связанные с посадкой на поверхность Красной планеты, были неудачными. Поэтому успешно доставить на Марс "Розалинд Франклин" – это особенная ответственность для Европы.

"Адская" планета с буквой "Д"

"Венера-Д" — не менее амбициозная исследовательская миссия, где Россия претендует если не на сольное выступление, то уж точно на главную роль. Ее задача – многоплановое исследование "адской" планеты Венеры. В последнее время интерес к миссии подогрела находка в атмосфере фосфина — соединения, наличие которого может свидетельствовать о деятельности живых организмов вроде бактерий.

Советский Союз в свое время осуществил целый ряд успешных миссий на Венеру. Его аппараты не раз садились на ее поверхность, чтобы проработать там максимум два часа. Оно и не удивительно, когда атмосферное давление в 90 раз больше, чем на Земле, а температура более 450°C – достаточно, чтобы расплавить свинец. Последние советские миссии на Венеру состоялись в середине 1980-х годов.

Россия вернулась к идее исследования "адской" планеты в начале этого столетия. Так появился проект "Венера-Д". Согласно замыслу, межпланетный аппарат должен доставить на поверхность планеты посадочный модуль, который сможет работать примерно в течение трех часов, а по другим данным — сутки. Отсюда и "Д", которая в названии миссии означает "долгоживущая". Кроме того, в состав миссии входит орбитальный исследовательский аппарат. Старт запланирован предварительно на 2029 год.

В 2014 году США откликнулись на призыв России присоединиться к "Венере-Д". Рассматривалось несколько вариантов американского участия, среди которых Long Lived In-situ Solar System Explorer (LLISSE). Это отдельный блок научных инструментов, изготовленных из жаропрочных материалов и специальной электроники, способной работать при сверхвысоких температурах. В условиях Венеры он мог бы вести наблюдение в течение 90 суток. Это точно оправдало бы букву "Д" в названии миссии.

Однако после того, как США ввели санкции против России из-за ее нападения на Украину, глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин заявил, что "считает неуместным" участие США в проекте. Но возникает вопрос, произойдет ли этот проект вообще?

"Несмотря на то, что тот или иной космический аппарат строится в России, но всю сложную электронику для него раньше поставляли европейские и американские партнеры, поскольку Россия их не производила, — объясняет Дмитрий Хмара. — Теперь это исчезло. Ни микроконтроллеры, ни специальная оптика, ни высокотехнологичные материалы сейчас России не доступны, и они не знают, чем это заменить".

Это касается не только миссии на Венеру, но и многих других. Поэтому "Венера-Д" по меньшей мере будет перенесена, как это очень часто бывает с большими космическими миссиями даже в более успешных США и ЕС. Но еще более вероятно, что в ближайшие десятилетия у России просто не будет ресурсов, а может и политической воли, чтобы заниматься полетами на Венеру.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: только важное

Претензии на Луну 

Чего нельзя сказать о полетах к Луне. Уже в этом году Россия планирует запустить эту миссию "Луна-25" на южный полюс спутника Земли. Это уникальный регион уже потому, что здесь в кратерах есть водяной лед — источник кислорода и горючего, таких необходимых для будущих колонизаторов Луны.

"Россияне прямо говорят, что если их аппарат там сядет, то это будет их территория и там они будут развивать свое присутствие. Ни одно из других стран до сих пор подобных заявлений не делало", – рассказывает Дмитрий Хмара.

После этого Россия планирует еще две миссии для исследования спутника Земли – "Луна-26" и "Луна-27". Так же, как в "Луне-25", в них задействовано Европейское космическое агентство. Но недавно ЕКА заявило, что прекращает сотрудничество. Это вряд ли может помешать запуску "Луны-25", но очень усложняет для России следующие две миссии.

Китай поможет?

В целом перспективы исследований в космосе выглядят для России не слишком оптимистично. Во многих случаях вообще сложно представить, как она может справиться без комплектующих из Европы, США и Японии. Даже если они изготовлены в других странах, права на них принадлежат США или Европе, значит, на них тоже распространяются санкции.

Космические фантазии. Почему Россия уже не способна на современные исследования в космосе
Российские и китайские космонавты, а также астронавты других стран. Фото – EPA

Поэтому Россия публично "пугает" мероприятие сотрудничеством с Китаем. На первый взгляд может показаться, что Китай в таком сотрудничестве заинтересован, ведь это хорошо согласуется с его антизападной позицией.

Но дело в том, что Россия почти ничего не может предложить Китаю в космической отрасли.

"Россия много говорит: "а давайте мы что-нибудь сделаем с Китаем, зачем нам эти вражеские страны?" Но когда я смотрю на фото китайской станции, или их запуски тайконавтов, я не очень понимаю, чем именно Россия может помочь Китаю, – говорит Дмитрий Хмара. — Кроме заявлений, никакого сотрудничества по космической станции с Китаем нет. Китай строит его сам и Россия ему ни к чему".

Россия, конечно, будет пытаться наладить космическое сотрудничество с Китаем. Возможно, у нее даже что-нибудь получится в этом направлении, но она точно будет младшим партнером. Ничего подобного James Webb Space Telescope или другим современным космическим проектам, где бы Россия играла главную роль, в ближайшие десятилетия мы вряд ли увидим.

Читайте также

Дмитрий Симонов для LIGA.net