В РФ за деньги Газпрома создали пропагандистскую игру Atomic Heart. Почему ее запрещают
Российская студия Mundfish 21 февраля 2023 года выпустила игру Atomic Heart (AH). Это приключенческий боевик, действие которого происходит в 1955 году в альтернативном СССР. Игра романтизирует советскую идеологию и государственный строй. И это не единственный ее недостаток.
Читайте нас в Telegram: главные новости коротко
Задолго до релиза Atomic Heart в украинском сегменте сети начала набирать обороты кампания за бойкот и запрет на распространение фантастического шутера на территории нашего государства. Основных претензий было две: игра содержит пропаганду, а разработчик получал инвестиции от организаций, аффилированных с РФ. То есть каждая гривня, потраченная на AH, профинансирует продолжение российской агрессии против Украины.
Министерство цифровой трансформации недавно поддержало эту идею: чиновники направили запрос в Valve, Microsoft и Sony с просьбой запретить продажу Atomic Heart в Украине и ограничить распространение в других странах.
Однако среди профильных украинских геймеров можно встретить позицию, что игра не содержит ничего крамольного и не заслуживает столь острой реакции. Liga.Tech решила тщательно разобраться в аргументах каждой из сторон.
Есть ли в Atomic Heart пропаганда
Использование тоталитарной символики и эстетики не является признаком того, что в игре присутствует пропаганда стоящей за ними идеологии. Однако здесь чрезвычайно важен контекст.
Хороший пример – недавно перезапущенная серия Wolfenstein. События игры разворачиваются в альтернативной исторической реальности, где нацистским ученым удается создать "вундерваффе", чудо-оружие, которое позволяет Третьему рейху победить во Второй мировой войне и оккупировать большую часть планеты.
Протагонист игры – боец группы сопротивления, продолжающий свою деятельность. Через весь сюжет Wolfenstein: New Order красной нитью проходит мысль, что нацисты – зло, а потому с ними надо бороться, несмотря на явно неравные силы. Это подчеркивается в отдельных эмоциональных эпизодах вроде первой миссии после пролога или эпизода в концлагере.
То есть мы имеем игру, которая переполнена символикой Третьего рейха, однако никому бы и в голову не пришло обвинять Wolfenstein в пропаганде нацизма. Представим ситуацию, что события Wolfenstein: New Order разворачиваются во все том же мире, однако героем выступает агент Гестапо, которому поручили найти предателя, саботирующего прогресс (каким его видели идеологи Национал-социалистической рабочей партии Германии). При этом в игре упоминаются только изобретения немецких ученых и никаких намеков на преступления нацистов против человечности? Скорее всего, такая игра нарвалась бы на скандал и была бы сразу запрещена в ряде стран.
Описанный выше концепт используется в Atomic Heart с единственной поправкой, что главной сверхдержавой мира стал СССР, а протагонист – агент КГБ. Залогом успеха красной империи стал прорыв в роботостроении. И это крайне иронично с учетом того, что в настоящем СССР кибернетика долго клеймилась как "реакционная псевдонаука" и была под запретом до самой смерти Сталина.
Игра уже в прологе максимально пытается выкручивать ностальгию у геймеров, которые застали СССР или всерьез интересовались его историей. Утешить его сторонников должно короткое упоминание по радио, что США переживает серьезный кризис и Москва направляет в рамках гуманитарной помощи роботов.
Это напоминает фантастические романы эпохи раннего СССР, где коммунизм таки победил и началась всеобщая утопия. Однако там лубочность и наивность вполне ожидаемая: книги писались по заказу партии, цензура их тщательно изучала и не пустила бы в печать даже намек на критику строя (хотя некоторые авторы все же умудрялись включать ее в крайне завуалированном виде в более поздние времена). В случае Atomic Hearts создается впечатление, что разработчики искренне восхищаются СССР и захотели через игру его популяризировать среди геймеров.
Еще более сомнительным использование эстетики советских времен делает тот факт, что флаги СССР, монументы Ленину и другую атрибутику очень активно используют оккупационные российские войска.
Atomic Heart – российская игра и ее спонсировало правительство РФ?
В ходе продвижения Atomic Heart ее разработчики из студии Mundfish неоднократно отмечали, что они – кипрская, а не российская компания. Однако два аспекта заставляют сомневаться в искренности этих заявлений.
Во-первых, еще в 2019 году в интервью порталу DTF один из основателей студии Роберт Багратуни (настоящее имя Максим Зацепин) упоминал, что у Mundfish есть три офиса: два в Москве и один в Санкт-Петербурге. На этом фоне еще более парадоксально выглядит упоминание на официальном сайте разработчика интернационального состава коллектива, в котором работают специалисты Израиля, ОАЭ, Грузии, Польши, Сербии, Австрии, Кипра, Армении и даже Украины, но не РФ. Хотя все четыре основателя Mundfish – граждане этой страны.
Регистрация бизнеса на Кипре в 2017 году – вполне распространенная практика. Островная страна отличается наиболее лояльным законодательством по вопросу налогообложения в ЕС. Плюс это упрощает дистрибуцию игры на западных рынках. При этом профильные российские медиа всегда позиционировали Atomic Heart как российскую игру, а Mundfish – российского разработчика. Большая презентация игры проходила не на Кипре, а в Москве в ноябре прошлого года. В самый разгар российско-украинской войны, что вызвало вопрос относительно этичности у западных обозревателей и геймерских медиа.
Во-вторых, еще в первые недели после начала полномасштабного вторжения РФ большинство игровых студий выразили поддержку Украине, осудили действия страны-агрессора и перевели пожертвования в пользу различных гуманитарных организаций, помогающих украинцам. Многие разработчики, у которых были офисы в РФ или Беларуси, заявили, что закроют их, а часть сотрудников переведут в свои филиалы в других странах.
Mundfish долго никак не комментировали вторжение российской армии и последующие события. В конце концов, под валом запросов журналистов и представителей сообщества разработчик опубликовал максимально расплывчатое заявление о том, что они не комментируют политику и религию и сконцентрированы на выпуске игры, попутно сделав акцент на своем статусе глобальной компании.
Это достаточно ожидаемое заявление от российской компании, которая намерена и дальше продолжать в этой стране и без проблем получать финансирование от аффилированных с властями структур. Но ведь Mundfish позиционирует себя именно как компания из Кипра.
Одним из спонсоров разработки Atomic Heart стала инвестиционная компания GEM Capital, активно работающая с игровыми студиями из постсоветского пространства. Они вкладывались в Owlcat Games (дилогия Pathfinder), Weappy (дилогия This is the Police), Deus Craft (Grand Hotel Mania) и Unfrozen (Iratus: Lord of the Dead).
Ее основатель и лицо – российский бизнесмен Анатолий Палий. Некоторое время он работал в Газпроме, имел собственную небольшую нефтяную компанию First Oil, а в числе деловых партнеров – члена совета директоров компании Русал Олега Дерипаски. Для проведения своих соглашений Палий пользовался услугами банка ВТБ, который контролируется властями РФ, за что попал под санкции после аннексии Крыма, а после полномасштабного вторжения отключен от системы SWIFT. То есть, можно говорить, что власти РФ прекрасно знают и разрешают бизнес-деятельность GEM Capital.
В интервью российским изданиям глава Gem Capital отмечал, что его компания активно участвовала в разработке стратегии, привлечении средств, оптимизации процессов и принятии операционных решений. То есть речь не идет об очередном инвесторе.
Еще одна очевидная связь с властями РФ – скандал вокруг сбора и передачи личной информации пользователей, которые были на официальном сайте AH, силовым структурам страны-агрессора. Сами разработчики прекратили продажу на сайте и довольно неуверенно оправдывались тем, что лицензионное соглашение устарело.