Изменение климата может спровоцировать гигантские смертельные цунами из Антарктиды
Фото: Unsplash

Изменения климата могут привести к появлению гигантских цунами в Южном океане, их причиной могут стать подводные оползни в Антарктиде. Об этом говорится в исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications.

Пробурив осадочные породы под морским дном в Антарктиде, ученые обнаружили, что в предыдущие периоды глобального потепления — 3 миллиона и 15 миллионов лет назад — рыхлые слои осадков сползали, образуя огромные волны цунами. Они мчались к берегам Южной Америки, Новой Зеландии и Юго-Восточной Азии.

Поскольку изменение климата нагревает океаны, исследователи полагают, что существует вероятность того, что эти цунами могут возникнуть снова. "Подводные оползни представляют собой серьезную геологическую опасность, которая может спровоцировать цунами, а они могут привести к огромным человеческим потерям", — говорит Дженни Гейлз, преподавательница гидрографии и исследования океана в Университете Плимута в Великобритании.

Исследователи впервые нашли доказательства древних оползней у Антарктиды в 2017 году в восточной части моря Росса. Под этими оползнями находятся слои слабого осадка, наполненные окаменевшими морскими существами, известными как фитопланктон.

В 2018 году ученые вернулись в этот район и пробурили глубокое морское дно, чтобы вытащить керны осадочных отложений — длинные тонкие цилиндры земной коры, которые слой за слоем демонстрируют геологическую историю региона.

Масштаб и размер древних цунами неизвестны, но ученые отмечают два относительно недавних подводных оползня, которые повлекли за собой огромные волны. Цунами Гранд Бэнкс в 1929 году вызвало волны высотой 13 метров и убило около 28 человек у побережья Канады (Ньюфаундленд). Другое цунами – в Папуа-Новой Гвинее 1998 года – повлекло за собой волны высотой 15 метров и унесло 2200 жизней.