Беспорядок и теории заговоров. Как Telegram стал инфооружием ХАМАС против Израиля
В первые часы после атаки ХАМАС на Израиль по телевидению или в государственных СМИ еще не было ничего кроме неподтвержденных сообщений о жертвах. Власть молчала.
В социальных сетях разворачивалась совсем другая история – ролики с погибшими солдатами и захватом техники ЦАХАЛ, атака на рейв-фестиваль в пустыне Негев, похищение людей. Корреспондент Haaretz Омер Бенякоб, как и большинство израильтян в то утро, не мог поверить в увиденное.
Для издания Wired он рассказал, как мессенджер Telegram неожиданно стал оружием в той войне. Liga.Tech публикует самое интересное из этого текста.
Почему Telegram стал главным источником новостей
Telegram и раньше был хорошо знаком израильтянам. Омер Бенякоб рассказывает, что постоянное давление правительства на прессу побудило людей искать альтернативные новостные источники. Предыдущие эскалации насилия, как правило, совпадали со всплеском активности в Telegram. Атаки ХАМАС спровоцировали новый приток пользователей.
"Сотни тысяч подписываются на Telegram из Израиля и Палестинских территорий", – написал 8 октября основатель Павел Дуров.
В течение дня Telegram, имеющий 800 миллионов пользователей по всему миру, стал основным источником видео и информации, распространяющейся на другие социальные медиаплатформы, включая X, Instagram и TikTok, где публиковался непроверенный контент.
Очень скоро многие израильтяне были вовлечены в хаос и теории заговоров. К примеру, некоторые группы утверждали, что все это была операция премьер-министра Израиля под фальшивым флагом.
Спустя пять часов после начала атак, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил, что его страна находится в состоянии войны. Но на тот момент Израиль уже потерпел неудачу на информационном фронте. Дезинформация и фейки в течение первых 72 часов создали панику в израильском обществе.
Ключевая роль в психологической атаке
Трансляцию ХАМАС нападения на Израиль в реальном времени описывают как "психологическую войну". И Telegram сыграл ключевую роль в этой психологической атаке. Отсутствие на платформе надежной модерации вместе с разветвленным количеством общедоступных каналов и групп позволило ему быстро охватить миллионы людей.
Apple и Google, размещающие Telegram в своих магазинах приложений, просили запретить каналы ХАМАС. Но в компании отказались это сделать. Позднее Дуров объяснил это сложностью полицейского контроля над вещанием во время конфликта. В качестве примера он привел предупреждение ХАМАС перед ударом по израильскому городу Ашкелон: "Если бы я закрыл их канал, чтобы помочь спасти жизни, не поставило бы это под угрозу еще больше жизней?"
В этом эксперты видят параллель с вторжением России в Украину. Тогда платформу быстро использовали для распространения нефильтрованного контента. Аналитики считают, что это показывает огромную силу одной из самых немногословных компаний мира.
Как работала стратегия ХАМАС
Учетные записи ХАМАС в течение многих лет были запрещены на большинстве платформ социальных сетей. Но, как оказалось, это не относилось к Telegram. В день нападения у ХАМАС уже был подготовлен контент, а их способность публиковать и загружать видео во время атаки также свидетельствует об определенной медиастратегии.
Аналитики консалтинговой компании SITE Intelligence Group утверждают, что 7 октября стратегия ХАМАС по Telegram полностью изменилась в соответствии с требованиями "вирусного контента 2023 года", и не исключат постороннюю помощь.
По ее мнению, активность ХАМАС в социальных сетях была эффективной в культивировании поддержки среди разрозненных радикальных исламистских групп во всем мире, суннитских или шиитских: "Что-то подобное произошло впервые. И без Telegram это было бы невозможно".
"То, что вы можете сделать в Telegram, вы не можете сделать нигде больше. Платформа позволяет быстро загружать и делиться, использовать автоматизированные боты, оставаться анонимными", – говорит Кац.
Эксперт также видит непоследовательность в действиях Telegram. Дуров отказался выступать против каналов ХАМАС, несмотря на то что платформа удаляет другие группы. Лишь 30 октября владелец Telegram опубликовал заявление, что каналы, призывающие к насилию, будут заблокированы за нарушение правил Telegram, Google, Apple и всего цивилизованного мира" (вероятно, это стало следствием давления со стороны владельцев магазинов приложений, где размещается Telegram. – Liga.Tech).
Внутри Telegram
Чтобы понять, что происходит внутри Telegram, WIRED связался с основателем и генеральным директором Павлом Дуровым, вице-президентом Ильей Перекопским и руководителем коммуникаций Майком Равдоникасом. Никто не ответил. Как и пресс-секретарь Telegram.
Тогда издание на условиях анонимности пообщалось с бывшими и нынешними сотрудниками платформы. Один из них согласился с Дуровым, который утверждает: если нет алгоритмов, рекомендующих контент, то платформа не несет ответственности за каналы, на которые они подписались сами.
Бывший сотрудник также предположил, почему Дуров может осторожничать.
Аксель Нефф, который помог основать Telegram и работал во ВКонтакте, считает, что Дуров воспринимает Telegram как инструмент народа. Нефф утверждает, что его бывший босс признает, что всегда будут как хорошие, так и плохие пользователи, но верит, что хорошие люди победят плохих.
Нефф также подчеркивает, что сотрудников Telegram не так много, чтобы успевать за ежедневным глобальным хаосом. По состоянию на февраль 2023 года там было всего 60 сотрудников. В отличие от других платформ Telegram, похоже, не имеет автоматизированного процесса разрешения подобных кризисов и вносит изменения под интенсивным правовым или медиа давлением. По словам Аскеля Неффа, такие решения всегда принимает сам Дуров.