Брутальный шутер об уничтожении нацистов. Как возродилась и куда исчезла серия Wolfenstein
Десять лет назад шведская студия Machine Games успешно перезапустила культовую серию Wolfenstein. The New Order (TNO) не только осовременила ветерана игровой индустрии, но и создала одного из лучших представителей жанра сюжетных шутеров от первого лица.
Читайте о бизнесе без политики на канале LIGA.Бізнес
Machine Games развили успех с выпуском аддона Old Blood, а затем и полноценного сиквела с подзаголовком The New Colossus. Однако дальше случился Youngblood, который очень отличался от предшественников и получил прохладный прием. С тех пор серия Wolfenstein пропала с радаров, а вся информация о ее дальнейшей судьбе ограничена слухами и спекуляциями.
Liga.Tech разбиралась, почему перезапуск "Вульфа" смог покорить геймеров, как он связан с видеоигровыми "Хрониками Риддика", как попадал в скандалы, почему резко изменил курс и уже вряд ли к нему вернется.
Год, когда все изменилось
История Wolfenstein началась в 1981 году, что делает ее одной из самых давних серий. Первая часть под названием Castle Wolfenstein также считается и одной из первых видеоигр, использовавших стелс-механику. Впоследствии права на эту торговую марку приобрела id Software, из-под пера которой вышла Wolfenstein 3D – первый шутер от первого лица в истории. Правда, он оказался в тени Doom от той же команды, который имел более технически совершенную трехмерность. В дальнейшем Wolfenstein станет синонимом агрессивного шутера об уничтожении нацистов с фантастическими или мистическими элементами.
С конца 1990-х основным издателем игр студии id Software будет выступать Activision Blizzard, но 2009 год заставит ее пересмотреть приоритеты. В августе выходит перезапуск Wolfenstein от студии Raven Software, который несмотря на неплохие отзывы профильной прессы и геймеров, оборачивается коммерческим фиаско: за первый месяц удается продать только 100 000 копий. Не помогает даже международный скандал: игру убирают с продаж в Германии, где было строго запрещено использование свастики и другой нацистской символики. Поэтому в немецкой версии Wolfenstein II: The New Colossus в сцене с Гитлером последнему убрали усы и подписали не своим именем.
Зато выпущенный в ноябре того же года Call of Duty: Modern Warfare 2 становится главным бестселлером. В этой ситуации Бобби Котик вполне ожидаемо делает ставку на развитие "Зова долга" и почти перестает выпускать какие-либо другие шутеры.
Тогда же студию ID Software со всей ее интеллектуальной собственностью покупает Zenimax Media, материнская компания Bethesda Softworks. Таким образом, в руках создателей The Elder Scrolls и Fallout оказываются еще Doom, Quake и Wolfenstein. Поскольку студия Джона Кармака занималась созданием пост апокалиптического шутера Rage, издатель стал искать новых исполнителей для вновь приобретенных франшиз.
Все в том же 2009-м открывает свои двери Machine Games, основанная семью бывшими сотрудниками Starbreeze Studios. Первые полтора года они создавали концепты видеоигр и предлагали издателям, но неизменно получали отказы. В какой-то момент команда оказалась перед сложным выбором: заложить дома, чтобы продолжить финансирование студии или просто закрыть ее. Спасателем выступила Bethesda, предложившая поработать над одной из серий своего портфолио. Узнав, что Wolfenstein сейчас вакантна, креативный директор Machine Games Йенс Мэттис попросил дать возможность разработать новую игру по ней. Он был огромным фанатом первых частей "вульфа", которые и вдохновили его связать жизнь с разработкой игр.
Правильные люди в правильное время
Йенс Мэттис был оптимальной кандидатурой на роль креативного руководителя перезапуска Wolfenstein не только из-за своей любви к Wolfenstein, но и значительному опыту. Его портфолио включало в себя следующие проекты:
Enclave – фентезийный экшен с опцией прохождения как последователя Света, так и Тьмы. Кампания за каждую сторону имела своего протагониста, набор миссий и финал.
C ronicles of Riddick: Escape от Butcher Bay. Это был приквел о приключениях антигероя Вин Дизеля (сам актер озвучил своего персонажа) в тюрьме строгого режима. Главными фишками проекта стали рукопашные бои от первого лица, механики стелса, паркура (здесь камера переключалась на вид от третьего лица) и уровни-хабы, где протагонист мог общаться с другими. Проект получил массу положительных отзывов, а многие вообще считали, что видеоигровой Риддик получился лучше киношного.
The Darkness – шутер по мотивам одноименного комикса об одержимом силами Тьмы молодом гангстере. Визиткой игры выступает сочетание огнестрельного оружия (в том числе стрельба из двух рук) с мистическими способностями персонажа, не работавших в хорошо освещенных локациях.
Многие элементы из этих игр типа фокуса на сюжете или возможности стрельбы из двух рук будут реализованы и в TNO.
Последним проектом в стенах Starbreeze для Мэттиса станет Syndicate. ЭА задумает перезапустить серию киберпанковых тактик в реальном времени как шутер от первого лица. Также герой был наделен четырьмя особыми способностями, позволявшими манипулировать соперниками. Между разработчиком и издателем постоянно возникали трения, из-за желания последнего постоянно вмешиваться в ход разработки. Так что Мэттис с коллегами покинул Starbreeze еще до завершения разработки и это было мудрое решение: Syndicate получил посредственные оценки и провалился в продажах.
И вообще это довольно показательный момент. В дальнейшем Starbreeze сконцентрируется на кооперативном шутере Payday.
Старая школа в новой обертке
Начиналась TNO с оммажа классическим частям серии: главный герой Би-Джей Бласковиц приезжал в замк Вольфенштейн, чтобы разобраться со зловещим ученым генералом Черепом. Однако миссия проваливается: протагонист получает травму головы, проводит следующие 15 лет в близком к коме состоянии, а нацисты таки создают вундерваффе и побеждают во Второй мировой. Для игроков, садившихся играть в новый "вульф" ничего о нем не читая, это был действительно шокирующий поворот событий.
Другой чертой, отличавшей TNO от коллег по цеху, стал акцент на сюжетной кампании. После безумного успеха Call of Duty другие разработчики шутеров начали перенимать его формулу: все ресурсы направляли на создание мультиплеера, а однопользовательская кампания отсутствовала либо вообще, либо представляла собой 3-4 часовую тренировку для ознакомления с основными механиками перед переходом к многопользовательским баталиям. Machine Games рискнула пойти против трендов и сделать все с точностью до наоборот. Позже они объяснили, что мультиплеер забрал бы ресурсы, которые должны пойти на однопользовательскую кампанию, и все равно получился бы посредственным.
Игровой процесс TNO был типичным "мясным" шутером, где Бласковицу приходилось прорываться сквозь толпы нацистских воинов и зловещих изобретений безумных ученых Рейха. Еще одной данью уважения стрелялкам старой школы стало пополнение здоровья через аптечки и сбор брони для усиления его защиты. Разработчики постарались сделать уровни максимально разнообразными и наделить каждый своей изюминкой: Бласковиц успеет побывать в концлагере, оккупированном Лондоне и даже на лунной базе нацистов.
С точки зрения нарратива игра была типичной приключенческой фантастикой, которая умудрялась сочетать развязные эпизоды в духе фильма категории "В" с вполне серьезными драматическими сценами. Мэттис заявлял, что одним из источников вдохновения для команды стала лента "Бесславные ублюдки".
Колосс на глиняных ногах
Machine Games и Bethesda пошли на серьезный риск, но их ставка сыграла. TNO засыпали высокими отметками как журналисты, так и геймеры. Игра стала второй в списке бестселлеров Великобритании и попала в ТОП-10 по продажам в чартах Европы, США и даже Японии – и это все в год перехода на новое поколение консолей. Окрыленные успехом разработчики оперативно собрали самостоятельный аддон-приквел Old Blood, увидевший свет уже в следующем году.
Выпущенный в 2017 году сиквел с подзаголовком The New Colossus (TNC) являлся логическим развитием и улучшением многих идей оригинала. Многие обозреватели призывали обязательно поиграть в него, ведь когда еще выйдет чисто сюжетный ААА-шутер. И можно сказать, что они сглазили: при высоких оценках TNC провалился в продажах. Достоверные цифры неизвестны, но первые скидки проект начал получать значительно раньше, чем это бывает обычно.
Это был тот случай, когда весь труд разработчика был испорчен откровенно неудачными решениями издателя. Маркетинговая кампания TNC началась всего за полгода до релиза и состояла в основном из роликов, пародировавших американские телевизионные программы 60-х. Еще большей ошибкой было выпустить сиквел 27 октября 2017 – в один день с Super Mario Odyssey и Assassin's Creed: Origins, а еще через неделю вышла Call of Duty: WWII.
Новое поколение дает маху
Чтобы понять, что случилось дальше, нужно немного контекста. В середине 2010-х Bethesda оставалась едва ли не единственным издателем, выпускавшим чисто одиночные ААА-игры. Однако ее преследовали неудачи: Dishonored 2, Prey, The Evil Within 2 и Wolfenstein: The New Colossus были очень качественными играми с отличными оценками, но все они либо проваливались, либо продавались сильно ниже ожиданий.
Вероятно, в Bethesda решили, что все дело именно в одиночности их видеоигр и резко переориентировалось на мультиплеер. Началось активное продвижение соревновательного шутера Quake Champions, анонсированный первый многопользовательский Fallout и кооператив от Arkane под названием Redfall. Поэтому анонс кооперативного Wolfenstein: Youngblood полностью вписывался в обновленный подход издателя. Игра создавалась усилиями Machine Games и Arkane Studios, причем команда креативных руководителей предыдущих итераций не была вовлечена. Игра использовала ассеты TNC, добавила гринд-элементы (повторение одних и тех же активностей для прокачки уровня) ММО-стрелялок и вообще выглядела так, будто сделали что-то быстро с минимумом затрат и максимальной выгодой. Обернулось это самым плохим приемом среди всей линейки перезапуска.
В 2021 году стало известно об отставке Йенса Мэттиса из Machine Games. Последняя вместо продолжения Wolfenstein занялась видеоигрой об Индиане Джонсе, которая должна выйти осенью этого года. Слухи указывают, что они займутся Wolfenstein 3, но вряд ли она будет похожа на предшественников, ведь у штурвала будут совсем другие руководители. Однако она вполне может получиться качественной, ведь Bethesda теперь под крылом Microsoft и так критически не зависит от показателей своих тайтлов.