Содержание:
  1. Возвращение в Вайс-Сити?
  2. Как не нужно переиздавать классику
  3. Изменение приоритетов из-за жадности?

Серия Grand Theft Auto никогда не была конвейером, но таких перерывов между выпусками игр основной линейки раньше не было. GTA V вышла в 2013 году, а потенциальная GTA VI (название может быть другим) даже еще не имеет официального анонса.

Liga.Tech разобралась в том, из-за чего издатель Rockstar тянет с продолжением своей флагманской серии и почему он может удивить фанатов отнюдь не положительным образом.

Почему задерживается GTA 6. Собрали все, что известно
Источник: Steam

Возвращение в Вайс-Сити?

В свежем отчете для инвесторов издатель Take-Two объявил, что ожидает значительный рост доходов в 2025 финансовом году. До этого материнская компания Rockstar сообщила, что планирует выпустить несколько новаторских игр за тот же период. Это дает достаточно солидные основания ожидать выхода следующей GTA уже в период между 1 апреля 2024 года и 31 марта 2025 года.

Согласно утечкам, местом действия следующей GTA станет вымышленный город Вайс-Сити в современном сеттинге. Предположение полностью вписывается в сложившуюся традицию серии, почти все игры которой разворачивались в одной из трех локаций, смоделированных на основе реальных американских мегаполисов: Либерти-Сити (Нью-Йорк), штате Сан-Андреас (Калифорния и частично Невада) и Вайс-Сити (Майами). Первые два фигурировали в "четверке" и "пятерке", так что вряд ли разработчики будут возвращаться к ним так быстро.

Выбор Вайс-Сити тоже имеет логику с точки зрения маркетинга: так и напрашивается обыгрывание названия города и номера серии (VI – Vice) на промоматериалах. Однако Rockstar может повторить эксперимент GTA SA с несколькими городами или придумать новый виртуальный мегаполис.

Также истоки указывают, что следующая GTA будет иметь двух протагонистов – Джейсона и Люсию, которые будут криминальным дуэтом а-ля Бонни и Клайд. Если информация подтвердится, это будет первый случай более чем за 20-летнюю историю серии – будет женский игровой персонаж в сюжетной кампании.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: главные новости мира технологий

В начале 2021 года стало известно о том, что Take-Two подал заявку в патентное бюро на "Систему и метод виртуальной навигации в игровой среде". Анализ связанной документации показал, что целью разработки является улучшение симуляции трафика на больших площадях. Не факт, что она будет использоваться в следующей GTA, однако Rockstar упоминается среди пользователей технологии.

На днях фанатский французский портал Rockstar Magazine опубликовал инсайд, согласно которому разработчик уделил очень много времени и ресурсов улучшению собственного графического движения RAGE. Якобы из-за этого игра будет выглядеть на порядок красивее Red Dead Redemption 2 – последнего выпущенного проекта студии.

Тем не менее улучшенная графика и симуляция жизни мегаполиса могут быть отнюдь не теми аспектами, которые Take-Two подразумевает, когда говорит в отчетах о грядущих новаторских видеоиграх.

Как не нужно переиздавать классику

Если говорить максимально обобщенно, то каждый разработчик видеоигр, неважно — или это инди-команда с десятком членов, или огромная студия  с более чем тысячью сотрудников, — ставит перед собой две задачи: реализовать свой творческий потенциал и заработать на этом. Создается впечатление, что Rockstar сделала приоритетной именно вторую задачу.

Осенью 2021 года состоялся выпуск переиздания так называемой 3D-трилогии, которая включала GTA 3, GTA Vice City и GTA San Andreas. Наиболее оптимистичные фанаты рассчитывали на полноценные ремейки на современном графическом двигателе, как это было с первой Mafia. На деле же GTA Definitive Trilogy (DT) можно назвать ремастером с большой натяжкой из-за крайне "ленивых" моделей и текстур. Переиздание умудрилось унаследовать некоторые баги оригинальных игр, добавить массу своих (часть из которых не была исправлена на начало этого года) и демонстрировать просадки производительности даже на мощных "машинах".

Почему задерживается GTA 6. Собрали все, что известно
Источник: Rockstar

Еще большее недовольство геймеров подогрели многочисленные новости о давлении Rockstar на команды моддеров, пытавшихся воспроизвести видеоигры 3D-трилогии на основе GTA IV или GTA V незадолго до анонса и релиза переиздания. DT имела стандартный ценник новой ААА-игры в $60, притом что единственными ее преимуществами над оригинальными тайтлами была "подтяжка" освещения и поддержка разрешений современных экранов.

Профильная пресса встретила переработанную трилогию отрицательно, но сдержанно. Игроки по полной зарядили гнилыми томатами, выдав среднюю оценку менее одного балла на Metacritic. Худшую оценку среди переизданий видеоигровой классики имеет разве что WarCraft Reforged, который оценили на 0,6 из 10. Несмотря на лавину критики, переиздание имеет прекрасные коммерческие результаты: по состоянию на май этого года было продано почти 20 млн копий.

Однако уже в этом году выяснилось, что GTA DT – это еще не самый плохой пример взаимодействия разработчика со своими старыми видеоиграми и их фанатами. В августе 2023 года состоялся выпуск первой Red Dead Redemption для PlayStation 5 и Nintendo Switch. После анонса геймеры предположили, что речь идет о полноценном ремастере, о котором давно ходят слухи. Предположение оказалось ложным: Rockstar отправила в продажу банальный порт без улучшений графики или производительности. За игру позапрошлого поколения без поддержки режима отображения 4К, частоты 60 FPS (добавили только в этом месяце), мультиплеера, но с дополнением запросили цену в $50. Это выглядело настоящим издевательством, особенно на фоне того, что владельцы XBOX Series XS могут поиграть в ровно такую же версию RDR 1 бесплатно благодаря поддержке обратной совместимости с XBOX 360.

Когда в сети поднялась волна неудовлетворения, СЕО Take-Two Штраус Зельник заявил, что считает ценник коммерчески оправданным, и подчеркнул, что издатель полностью доверяет видению разработчиков в вопросах ремастеров и ремейков. Насколько успешным был таковой перевыпуск интерактивного вестерна, возможно, станет понятно из следующего финансового отчета Take-Two.

Изменение приоритетов из-за жадности?

Почему за последние два года студия Rockstar позволила себе больше репутационных потерь, чем за все время до того? Здесь можно выделить две основные причины.

Во-первых, руководящий состав студии весьма изменился. В 2016 году компанию покинул Лесли Бензис, который был исполнительным продюсером почти всех игр разработчика от GTA 3 до GTA V. При этом расставание не обошлось без проблем: Бензис подал иск против бывших коллег, который через несколько лет был урегулирован за закрытыми дверями.

В 2020 году из Rockstar ушел ее соучредитель и креативный вице-президент Дэн Хаузер, приложивший руку к каждому ее проекту как продюсер и сценарист. Любопытно, что ни сам Хаузер, ни студия, ни издатель Take-Two не стали объяснять причины такого шага. Можно только предположить, что это произошло не из-за желания отдохнуть, а вследствие творческих разногласий. Уже через год Хаузер запустил собственную компанию Absurd Ventures.

Почему задерживается GTA 6. Собрали все, что известно
Источник: Steam

Также были и отставки менее заметных членов руководства студии, которые и создавали разработчику его репутацию более 20 лет. То есть можно со всей уверенностью сказать, что сегодняшняя Rockstar – это не та команда, которая подарила геймерам много их любимых хитов.

Во-вторых, у Rockstar есть собственная гусыня, несущая золотые яйца, – GTA Online. Если мультиплеер в GTA IV воспринимался как дополнение к сюжетной кампании, то многопользовательский компонент вырос в одну из самых популярных онлайн-игр. Несмотря на солидный, по меркам индустрии, возраст в десять лет, GTA Online остается крайне популярной и продолжает получать дополнения. По данным Steam Charts, она имеет стабильный онлайн в 100 000 одновременных игроков.

То есть даже если бы GTA DT стал коммерческим провалом, то в Rockstar этого не заметили бы. Тем более что ремастеры особенно сильно и не вкладывались. Это также объясняет, почему серия фактически ушла в отпуск после релиза "пятерки": Take-Two получил собственный игровой сервис, а значит — возможность получать стабильно высокий доход при минимуме затрат. Только за 2019 год GTA Online сгенерировала $600 млн. Конечно, Rockstar приходится на постоянной основе выпускать новые DLC и поддерживать работу серверов, но это просто копейки по сравнению со стоимостью разработки новой итерации.

Это также хорошее объяснение, почему с момента релиза GTA V Rockstar выпустила всего одну игру – Red Dead Redemption 2. Вестерн-песочница в открытом мире вызвала значительный ажиотаж среди геймеров и получила очень хорошие отзывы от прессы, не в последнюю очередь благодаря довольно взрослому драматическому сюжету. Однако ее результат в 55 млн копий выглядит скромно на фоне 185 млн у GTA V. Причем Red Dead Online не смог быстро собрать вокруг себя большую базу игроков, поэтому его поддержку просто забросили, что стало еще одним ударом по репутации "рок-звезд".

Есть все основания предполагать, что с учетом прошлого опыта следующая GTA будет всерьез отличаться от предыдущих, ведь ведущие авторы серии покинули стены Rockstar. Плюс, с подачи Take-Two сюжетная кампания "шестерки" будет уменьшена, а многопользовательский компонент будет выведен на первый план. Впрочем, ответ мы получим только в день релиза.