Concord, который не взлетел. Как игра за $400 млн стала главным провалом года
Вопрос об успешной игре 2024 года остается открытым – еще не сказала свое веское слово новая Call of Duty и другие блокбастеры конца осени. Зато с главным провалом уже все понятно – фиаско онлайн-шутера Concord уже вряд ли что-то омрачит.
Игра, на которую потратили, по словам инсайдеров, $400 млн и 8 лет, оказалась никому не нужна. Sony умудрилась совершить ошибки, которые характерны для "молодой" инди-студии, но уж точно не для многомиллиардной корпорации.
Liga.Tech рассказывает, как одна из самых успешных игровых компаний выдала наибольший провал в своей истории и почему следует ожидать еще больше подобных "конкордов" в будущем.
Большие надежды
Concord – это первая и, скорее всего, последняя игра в портфолио американской компании Firewalk Studios (FS). Ее коллектив насчитывает 150 сотрудников, многие из которых успели приложить руку к таким культовым играм, как Mass Effect, Bioshock Infinite, Destiny, Halo, Apex Legends, Call of Duty и даже Guitar Hero.
По словам разработчиков, работа над Concord началась еще в 2016 году под крылом компании Probably Monsters. В 2021-м Sony заключила с FS соглашение о партнерстве, а еще через два года выкупила и сделала одной из своих внутренних студий. Словом, у Probably Monsters сейчас есть все основания проводить тренинги на тему "как вовремя продать неликвидный актив".
По своей сути Concord был типичным соревновательным многопользовательским боевиком в оригинальной научно-фантастической вселенной. И если сеттинг игры был явно вдохновлен кинотрилогией "Стражи Галактики" Джеймса Ганна, то в плане геймплея проект явно равнялся на Overwatch от студии Blizzard. Это был еще один представитель геройского шутера, где в роли бойцов выступают персонажи с уникальным внешним видом, оружием и набором навыков.
Сражения происходили в формате 5 на 5 со средней продолжительностью матча от пяти до десяти минут. На выбор игрока было пять режимов, 12 карт и 16 персонажей, список которых разработчики обещали расширять в дальнейших обновлениях.
Одним из отличий от остальных коллег по многопользовательскому цеху стало тщательно прописывание мира и биографий персонажей в большом внутриигровом пособии. Также планировался еженедельный выход роликов, которые должны были объяснить тонкости взаимоотношений героев.
Concord стартовал 23 августа на ПК и PlayStation 5 и получил довольно сдержанные отзывы в прессе – средний балл около 62-65 на Metacritic. Большинство обзоров сводилось к выводу, что звезд с неба не хватает, но все же есть потенциал для развития.
Геймеры встретили проект гораздо прохладнее – средний балл не дотянул даже до 2 из 10. Недовольство быстро нашло свое прямое выражение в почти пустых серверах. По данным Steam Charts, на пике Concord привлекла всего 697 одновременных игроков. Для сравнения, у Battleborn этот показатель составляет 12 101, а у LawBreakers – 7 579. Проект FS умудрился уступить не только другим неудачным онлайн-шутерам, но даже Lord of the Rings: Gollum (многими изданиями признана худшей игрой 2023-го) привлечь 758 игроков, хоть это и однопользовательское приключение.
Точные показатели вовлеченности аудитории в PS5 неизвестны, однако вряд ли там дела обстояли гораздо лучше. Уже 6 сентября Sony объявила, что останавливает продажи игры, прекращает работу ее серверов и вернет деньги всем, кто успел ее купить. Concord пробыла на рынке всего две недели, установив новый антирекорд жизненного цикла онлайн-игры. Для сравнения уже упомянутые Battleborn и LawBreakers смогли продержаться 5 лет и 1 год соответственно.
По неофициальным данным, общий тираж игры на конец августа составил всего 25 000 копий (10 000 в Steam, остальные – PS5). Такие показатели даже не оправдывали затраты на дальнейшую поддержку инфраструктуры серверов, не говоря уже о дальнейшей поддержке контентом.
Идеальный шторм
История Concord – это просто хрестоматийная иллюстрация выражения "идеальный шторм", то есть совпадение ряда негативных факторов, которые в сумме приводят к катастрофе.
Игра опоздала с релизом как минимум на пять лет. После релиза Overwatch геройские шутеры были на подъеме, однако сейчас в жанре наблюдается штиль. Аудитория его поклонников распределилась между Overwatch 2, Valorant и Apex Legends. Большинство их игроков уже успели наиграть несколько сотен часов, добиться определенного прогресса и собрать коллекцию косметики. Чтобы переманить их на новый проект, необходимы значительные аргументы.
Разработчики допустили серьезную оплошность и с выбранной моделью распространения. Все вышеупомянутые проекты распространяются по модели free-to-play, а Concord продавалась с ценником $40 на глобальном рынке (1200 грн в украинском Steam). То есть это уже создавало барьер для вовлечения в игру даже тем игрокам, которым нравится жанр геройских шутеров.
Обозреватели отмечали, что Concord выглядит очень типично и лишена какой-либо изюминки. Особенно это касается персонажей, вокруг харизмы которых и строится вся игра. Дизайн одной части персонажей явно перекликается со "Стражами Галактики"/"Звездными войнами"/другими фантастическими франшизами. Другая часть, кажется, была создана исключительно для того, чтобы порадовать ультралевых прогрессистов из Twitter.
Наконец, шутер от FS получил очень скромную маркетинговую кампанию. Она началась за несколько месяцев до релиза и ограничилась несколькими трейлерами и проведением одного бета-тестирования. В результате большинство геймеров узнали о нем уже после новостей о фиаско и закрытии серверов.
Здесь Sony, можно сказать, совершила типичную "ошибку уцелевшего". В начале этого года она выпустила фантастический боевик Helldivers 2, тоже не имевший значительной маркетинговой поддержки, однако ставший большим хитом.
Вероятно, после этого в корпорации решили, что фактор рекламы в продвижении новых тайтлов переоценен. Однако они не учли, что Helldivers 2 принадлежит к нише кооперативных стрелялок, которая не так заполнена, как соревновательные шутеры.
Продолжение следует?
Издатель умудрился выпустить шаблонную игру в переполненном жанре да еще с уже давно не используемой моделью распространения. На днях бывший журналист IGN и блогер Колин Мориарти поделился подробностями о Concordе от одного из разработчиков.
По его словам, игра действительно стоила $400 млн. С учетом 8-летнего цикла разработки она не выглядит такой фантастической: это чуть более $50 млн в год. По состоянию на 2023 год Concord еще был очень сырым, но в Sony решили, что уже потратили на проект слишком много денег, чтобы его закрывать, и выделили дополнительные ресурсы.
На финальных стадиях активно привлекали аутсорс-команды, что и обусловило такие расходы. Конечно, не только Sony потратилась на разработку, но это все равно одна из самых ее дорогих игр на данный момент. Для сравнения, бюджет первого Spider-Man от Insomniac по самым нескромным оценкам составил $90 млн.
Понимали ли в FS, что у игры очень сомнительные шансы на успех? Как рассказал Мориарти инсайдер, в студии царила атмосфера "токсического позитивизма". На любую критику или попытки обсудить проблемы проекта было наложено табу.
В теории Concord может попытаться вернуться. Уже была история шутера Evolve, который на фоне смешанных отзывов и малого тиража на время исчез из продаж, а затем вернулся в измененной версии с подзаголовком Stage 2 и моделью распространения free-to-play. Однако Concord показал слишком уж слабые продажи, чтобы прибегать к подобному сценарию, ведь переработка под новый формат тоже потребует средств.
По состоянию на сегодня гейм-директор шутера уже уволен, а коллектив понемногу обновляет свои резюме. Студию могут как перебросить на другие проекты корпорации, так и полностью расформировать и уволить всех сотрудников.
Сейчас издатели мечтают о выпуске проектов по модели "игра как услуга", так как те при привлечении достаточной аудитории могут долгое время приносить стабильный доход с минимумом вложений. Только Sony запланировала 12 подобных "сервисов" к 2026 году. Однако эта ниша уже сейчас перегрета, что и продемонстрировал крах Concord.
Тем не менее менять планы в Sony пока не собираются: уже началось активное продвижение следующего "сервиса" – мультиплеерного боевика об ограблении Fairgames. Игра встретила значительный скепсис, в частности из-за дизайна персонажей, однако в команде PlayStation настроены оптимистично. Чувствуете дежавю?