Содержание:
  1. Соглашение между NASA и Роскосмосом
  2. Полеты россиян на SpaceX
  3. Почему российские космонавты избежали санкций

В сентябре американские астронавты и российские космонавты впервые после начала войны на Украине отправились на Международную космическую станцию (МКС) на одном корабле. И это только начало серии совместных полетов, которые пройдут этой осенью и следующей весной. Сотрудничеству двух стран не мешают даже санкции и развязанная Россией война против Украины.

Liga.Tech выяснила, как выглядит это сотрудничество, чем оно обусловлено и как его прекратить.

Соглашение между NASA и Роскосмосом

15 июля NASA объявило о подписании соглашения с Роскосмосом об обмене местами на кораблях, которые направляются на МКС. Астронавты NASA будут летать на борту российского космического корабля "Союз", а российские космонавты будут подниматься на американские частные корабли.

Перевозя членов экипажа друг друга, два космических агентства гарантируют, что на борту станции всегда будет по крайней мере один американский астронавт и один российский космонавт, необходимый для поддержания полной работоспособности МКС.

Первым американцем, улетевшим на космическом корабле "Союз" после апреля 2021 года, стал Фрэнк Рубио из NASA. Вместе с Сергеем Прокопьевым и Дмитрием Петелиным из РФ он вошел в состав экипажа, стартовавшего с космодрома Байконур. Они проведут на МКС шесть месяцев вместе с другими космонавтами из США, Италии и России.

На орбите уже находятся космонавты Олег Артемьев, Денис Матвеев и Сергей Корсаков. Те самые, кто развернул "флаги" созданных Кремлем на Донбассе террористических организаций, "поздравили" с захватом Лисичанска и остальной Луганской области, а также выразили поддержку оккупантам.

Экипаж NASA и Европейского космического агентства (ESA), находящийся вместе с ними на МКС, тогда никак не прокомментировал поднятие флага. Как пишет The Guardian, российские космонавты и западные астронавты пытаются "держаться в стороне от конфликта", который бурлит на Земле, особенно когда они вместе на орбите.

Прибывший пилот-ветеран и врач Фрэнк Рубио также игнорирует политические аспекты. Он сказал, что рад возможности сделать свой вклад в исследование долгосрочного влияния невесомости на человеческое тело и охотно позировал с российскими коллегами для фото.

На одном из снимков они выходят из гостиницы "Космонавт" на Байконуре.

Идет война, но США и РФ вместе летают на орбиту. Почему это случилось и когда прекратится
Фото: NASA

На другом Фрэнк Рубио (в центре) сидит перед плакатом с русским "двухглавым орлом" во время подготовки к полету.

Фото: NASA

Полеты россиян на SpaceX

SpaceX также будет доставлять российских космонавтов на МКС. Ожидается, что единственная в России женщина-космонавт Анна Кикина отправится на орбитальную станцию в начале октября на борту SpaceX Crew Dragon.

Кикина станет лишь пятой профессиональной женщиной-космонавтом из России или Советского Союза, которая отправится в космос, и первой россиянкой, которая совершит полет на борту корабля SpaceX Илона Маска. Миссия состоится на корабле Endurance, осуществившем миссию Crew-3 в ноябре 2021 года.

Еще один российский космонавт Андрей Федяев будет в составе миссии SpaceX Crew-6, запуск которой запланирован на весну 2023 года. В этой миссии также примут участие Стив Боуэн и Вуди Хобург из NASA. Приблизительно в тот же период Лорал О'Хара из NASA направился в МКС на "Союзе" вместе с россиянами Олегом Кононенко и Николаем Чубом.

Сотрудничеству SpaceХ не помешал даже давний личный конфликт Илона Маска с Роскосмосом. Так, бывший руководитель организации Дмитрий Рогозин угрожал, что тот будет "отвечать по-взрослому" за передачу Starlink Украине. А бывшая заместитель администратора NASA Лори Гарвер в своих мемуарах вспоминала об оскорбительном отношении, с которым миллиардер столкнулся во время поездки в РФ в 2021 году. По ее словам, один из ведущих российских инженеров тогда плюнул на ботинки Маска и якобы именно это побудило его создать SpaceX.

Американцы не единственные, кто пытаются сделать космос "свободным от политики". В июле 2022 года итальянская женщина-астронавт Саманта Кристофоретти из Европейского космического агентства и российский космонавт Олег Артемьев провели более семи часов в открытом космосе для настройки новой роботизированной руки для сегмента РФ на МКС и развертывания группы небольших спутников.

Кристофоретти стала четвертым астронавтом Европейского космического агентства и первой европейкой, вышедшей в открытый космос в российском скафандре "Орлан".

Почему российские космонавты избежали санкций

Почему, даже несмотря на санкции и нападение РФ на Украину, США продолжает работать с Россией? Этот вопрос Liga.Tech прокомментировал украинский независимый эксперт по космическим вопросам Андрей Колесник. "Идея "перекрестных полетов" уходит еще ко временам создания МКС", – объясняет он.

Тогда, в начале ХХ века, на американских шаттлах и российских "Союзах" летали смешанные экипажи. Вместе они монтировали новую станцию, быстро разрастающуюся новыми модулями, а также обеспечивали ее непрерывную и безопасную эксплуатацию, учитывая техническое сосуществование двух неразрывных ее сегментов – американского и российского.

После вывода из эксплуатации американских шаттлов в 2011 году и до полета нового пилотируемого корабля Crew Dragon в 2020 году все американские астронавты попадали на борт МКС исключительно на российских "Союзах".

Возвращение к практике "перекрестных полетов" после получения американцами новых собственных средств пилотируемой космонавтики с точки зрения идеологии функционирования МКС – не является чем-то необычным. Другое дело, что кардинально изменилась геополитическая ситуация из-за откровенного противостояния рашизма всему человеческому достоянию в сфере международного правопорядка и безопасности полномасштабного вторжения РФ в Украину, считает Колесник.

Желание сохранить МКС до 2030 года, чтобы создать на орбите частные космические станции, побуждает американскую сторону восстановить практику, действовавшую в первое десятилетие существования МКС. Это позволит при любых обстоятельствах обеспечивать присутствие на борту МКС хотя бы одного американского астронавта.

Помешать этому плану может только односторонний выход российской стороны из МКС, но тогда им тоже некуда будет летать. Колесник считает, что РФ не будет разрывать партнерство, пока не построит собственную космическую станцию. А это вряд ли произойдет к 2030 году, учитывая политико-экономическую ситуацию вокруг и в самой РФ в ближайшие годы.