Жить по средствам. Как Украина может сэкономить 40 млрд грн на ИТ
Максим Агеев основатель и гендиректор Де Ново
Содержание:
  1. Почему мы переплачиваем?
  2. Хорошая иллюстрация — конкретный пример
  3. Математика за ближайшие пять лет

При поддержке Де Ново

Украина встает на путь digital-трансформаций. А любое государство, обеспокоенное собственным выживанием и развитием, обязано научиться выполнять в цифровом пространстве не только все свои природные функции, но и подтвердить право на цифровой суверенитет. Или быть готовым к тому, что его хакнут и съедят, запивая колой. Поэтому принятие за основу концепции Cloud First (Хмари понад усе!), которая уже работает в развитых странах, просто неизбежно.

Этот тезис мы хорошо разжевали в предыдущих статьях.

Есть еще один немаловажной нюанс в облачной концепции, на который я хотел бы обратить ваше внимание, — это деньги. Или экономия.

В конечном счете получение более высокого экономического результата является движущей силой и целью любой инновационной деятельности. Поэтому давайте поговорим о возможных финансовых последствиях от внедрения концепции Cloud First в Украине.

Почему мы переплачиваем?

Почему стоит заменить существующую модель создания ИТ систем и сервисов в госсекторе на новую, облачную? Ответ прост. Нынешняя модель чудовищно неэффективна. На единицу вложенных средств она выдает в несколько раз меньше результата, чем должна бы.

Переход от закупок основных средств (например, серверов) на потребление облачных сервисов, производимых независимыми операторами, приведет к существенной экономии денег и разительному ускорению работы ИТ-сервисов внутри госмашины.

Сейчас я объясню почему. Вот три главные причины:

Сегодня в структуре большинства госзакупок на 15-20% завышаются реальные цены. В результате лоббизма, простой безалаберности или сговора участников. Поговаривают, бывают флуктуации и в 50, и в 70%!

Что касается частного инвестора, то он всегда купит то же по более низкой цене.

Оборудование или ПО в государстве всегда закупается с избытком. Мы будем расти, потом не дадут денег, а вдруг не хватит на новые задачи – все эти аргументы произнесены тысячи раз. Многолетняя статистика говорит, что средний уровень загрузки серверов колеблется от 5 до 15%! Этот запас «на возможное будущее» означает вылет большей части бюджета закупки в трубу. Более того, в случае другого сценария (проект не заработал, планы изменились) все купленное впрок повисает на балансе мертвым грузом.

Экономика масштаба и сумма технологий. Посмотрите на любого частного провайдера. При создании больших датацентров, мощных программно-аппаратных комплексов или программных систем промышленного класса единица площади, компьютинга или программного кода ему всегда будет обходиться дешевле, чем для любой ИТ-службы министерства, слепившей аналог «цифрового завода» на своей бюджетной коленке. В большинстве случаев операторы сервисов применяют либо более современные технологии, либо существующие, но по другой модели - с целью получения минимальной себестоимости сервиса.

Хорошая иллюстрация — конкретный пример

Давайте узнаем, сколько государство могло бы сэкономить в прошлом году. Как я писал ранее, в 2018 году госсектор потратил на ИТ закупки более 15 млрд гривень. На облачные услуги и хостинг из этого пирога пришлась практически невидимая сумма – менее 30 миллионов.

Анализ структуры закупок говорит, что не менее 8 млрд гривень были потрачены на те виды оборудования, ПО и сопутствующих услуг (техподдержка, консалтинг, услуги по внедрения и пр.), которые вполне можно заменить облачными сервисами.

Чего нельзя увидеть в отчетах по закупкам, получаемых из системы Prozorro?

Любые затраты на проекты в силовых ведомствах и спецслужбах, идущие под грифом типа «гостайна». Про эту часть можно смело забыть в рамках заданной темы. Важно запомнить другое: то, что закупается через публичные порталы, не является секретом и тайной государства, а поэтому может рассматриваться как часть открытой информации.

Допустим, стоимость "железа" и ПО указана. А сколько уходит на операционные расходы, связанные с ИТ? Это и зарплаты техперсонала, и затраты на электроэнергию (знаете ли, серверы ее потребляют в больших количествах), и содержание помещений, и много-много других статей. Они тоже остаются невидимыми.

Можно смело утверждать, что с упомянутыми 8 млрд ассоциируются как минимум 2,5 млрд операционных затрат. Итого, 10,5 млрд в общей сложности. Очевидно, что полностью заменить все собственное компьютерное хозяйство на внешние сервисы не получится. Но за легкий и безболезненный переход 30% от заявленных ресурсов в облака я ручаюсь.

Иными словами, государству можно попробовать не потратить 3,5 миллиарда гривень. Вся работа, выполнявшаяся на «сэкономленном» железе и софте, стоила бы на облаках и хостинге не более 500 миллионов гривен в год. 3 миллиарда свободных денег – просто из воздуха.

Математика за ближайшие пять лет

Если ничего не менять, то до 2024 года всего из бюджета будет потрачено не менее 100 млрд гривень на ИТ.

Даже если более половины денег будет потрачены по старой модели – на свои серверы, лицензии и операционные затраты, то даже частичный переход на концепцию Cloud First гарантированно сэкономит от 40 миллиардов за те же пять лет.

Резкое увеличение спроса на облака со стороны государства привлечет никак не меньше 10 млрд гривень новых инвестиций. Нужны будут новые датацентры, новые облачные фермы, огромное количество нового ПО. И всё это будет оплачено частными деньгами, а не из кармана налогоплательщика.

И не забываем главный тезис. Национальная экосистема ИТ сервисов – это становой хребет цифровой экономики. И хребет этот не просто может держать всю конструкцию Большой Цифры, но и послужит источником денег для цифровой трансформации государства.

Что необходимо для реализации Cloud First – в следующем тексте. Следите за LIGA.tech.

Максим Агеев

В спецпроекте с редакцией - серии материалов - директор и основатель комании Де Ново Максим Агеев делится своими мыслями о том, почему без облачной революции Украина рискует остаться на обочине мира.