Граждане многих стран гордятся своими автобрендами. В Германии это – Audi, BMW и Mercedes, в Италии – Fiat, Alfa Romeo и Lancia, в Японии – Toyota (Lexus) и Nissan (Infiniti), в Великобритании – Jaguar и Land Rover, во Франции – Peugeot и Citroën.
Политики этих стран передвигаются на машинах своего автопрома, подчеркивая его успешность. Наших политиков достаточно сложно представить за рулем отечественного автомобиля. Главная причина этого – украинский автопром производил авто бюджетного сегмента и не мог конкурировать с другими из-за технической устарелости.
Liga.Tech выясняла, какие авто производились на наших заводах – ЗАЗе и КрАЗе, почему Украина так и не стала автомобильным государством и как чувствует себя наш автопром в военное время.
Не так давно Кременчугский автозавод был крупнейшим в Европе производителем грузовиков. Это рекордсмен по количеству собственных моделей в нашем автопроме: более 30 базовых моделей, а еще были варианты с двигателями разных экологичных классов.
В прошлом завод КрАЗ выпускал в основном самосвалы, но в период независимости их вытеснили полноприводные модели, в первую очередь для армии (в том числе на экспорт). Двух-, трех- и четырехосные грузовики разного назначения – от коммунальных задач до перевозки тактических ракет. В лучшие времена выпускали до 25 000 машин в год. С 2018-го произошел резкий спад производства с 540 до 193 автомобилей в год.
В 2020 году на заводе начались финансовые трудности, из-за чего его выставили на продажу. Завод "ушел с молотка" финансово-промышленной группе Жеваго "Финансы и кредит". Заявлялось, что в 2021 году он возобновил свою работу.
По данным Википедии, в 2020 году было выпущено только 29 машин (в основном для ВСУ). Из-за процедуры банкротства ЧАО "АвтоКрАЗ" не допускается к оборонным закупкам. В 2021 году было изготовлено всего три машины.
В 2022 году АвтоКрАЗ был национализирован и сейчас находится в управлении Укроборонпрома. Бизнесмен Константин Жеваго в интервью Forbes рассказывал, что намерен обжаловать это решение. Сообщений о возобновлении производства на КрАЗе пока не поступало. Предприятие потерпело разрушения во время обстрелов Кременчуга.
Как сообщает Autoconsulting, в июне 2023 года в Горишних Плавнях пополнили автопарк одной пожарной автоцистерной на шасси КрАЗ. Автомобиль выпустили еще в 2021 году, но из-за вторжения российских войск украинскому производителю пришлось перенести сроки выполнения проекта. Так что это еще довоенное шасси КрАЗа. На сегодня завод остановлен.
Относительно небольшое предприятие занималось крупноузловой сборкой авто с 1995 года. Начинали со сборки моделей ВАЗ, затем собирали несколько моделей китайской Geely (CK-2, MK, MK-2 и МК Сгоѕѕ, Emgrand 7, Emgrand x7 и Emgrand 8), внедорожники Great Wall и хорошо известные корейские внедорожники SsangYong (Rexton, Kyron, Actyon и довольно популярный кроссовер Korando). После того, как крупноузловая сборка оказалась нерентабельной, завод обанкротился в 2015 году. Всего с даты своего основания КрАЗ выпустил более 140 000 автомобилей.
Единственный в Украине автозавод полного цикла и флагман украинского автопрома в лучшие для себя годы (2007 – 2008) производил около 250-280 тысяч автомобилей в год. В эти годы наблюдался бум автокредитования, что и помогло поставить подобный рекорд.
Модельный ряд постепенно менялся, по мере роста благосостояния населения: от "Таврия Нова" и "Славуты" до Lanos, Forza (копия китайской Chery A13), других малоизвестных Chery и Vida (копии Chevrolet Aveo) в трех кузовах в придачу. Перед мировым кризисом в 2004-2008 годах на ЗАЗе мелкоузловым методом собирали отдельные модели ВАЗ и Opel Astra G. На заводе даже варили и окрашивали кузова, причем производство было сертифицировано концерном General Motors.
На заводе ЗАЗ в Черноморске собирали крупноузловым методом даже Mercedes-Benz M-class (2002-2006) и E-class (2002-2006). Дольше всех на конвейере продержался Lanos, который под разными именами и брендами выпускали в Запорожье и Черноморске с 1998 по конец 2017-го: Daewoo Lanos, Daewoo Sens, ZAZ Lanos, Chevrolet Lanos, Chevrolet Chance (для российского рынка).
С 2017 года завод почти прекратил производство автомобилей и максимально сократил персонал. В 2020 году в Запорожье начали собирать кроссовер Renault Arkana. Это было сотрудничество не с европейцами, а снова с россиянами. Чтобы платить меньше налогов, машинокомплекты везли из России. Также везли машинокомплекты для Lada, KIA RIO sedan и KIA RIO X, тогда писала Экономическая правда.
Еврокар. Предприятие в Закарпатской области в селе Соломоново спасает от войны география. Здесь собирают большое количество моделей иномарок, предприятие имеет хорошую логистику (близость к границе, есть железнодорожный путь европейского стандарта и контакты с иностранными производителями). С 2002 года практически все продающиеся в Украине автомобили Skoda вышли с его конвейера.
Кроме того, в разные периоды на Еврокаре собирали легковые Volkswagen (с 2003 года), Audi (с 2004 года) и Seat – Leon, Altea, Toledo (с 2006 года) для украинского рынка. Постепенно от крупноузловой сборки компания перешла к мелкоузловой и в 2011 году были построены и оснащены цеха сварки и покраски кузовов. Однако в настоящее время они не используются. Теперь, после остановки ЗАЗа, Еврокар стал крупнейшим и единственным автопроизводителем страны.
Годы протекционизма не дали ни одного положительного результата ни экономике страны, ни потребителям, ни самому производителю, а скорее навредили всем вместе, считают специалисты Института исследований авторынка. Автомобильное производство полного цикла в Украине по состоянию на сегодня отсутствует. ЗАЗ "Славута" не выпускается с 2011 года, а "народный" Lanos сняли с конвейера более пяти лет назад. Все транспортные средства, которые сегодня получают украинские VIN-коды, производятся крупноузловой сборкой, а степень их локализации находится на минимальном уровне.
В таких обстоятельствах следует ориентироваться на путь Польши, Чехии и Словакии. В этих странах была очень похожа ситуация перед вступлением в Европейский Союз: собственные неконкурентные автопроизводители, часто на грани банкротства. Правильные реформы позволили чешской Skodа стать частью VAG и мощным европейским брендом; Польше и Словакии – стать площадкой для заводов мировых производителей. А это десятки тысяч рабочих мест и миллиарды евро в экономику. При этом ни одна из этих стран не ограничивала импорт подержанных транспортных средств, а значительная часть изготовленных автомобилей экспортируется в другие страны ЕС. Параллельно с этим, в Польшу, к примеру, ежегодно ввозится около миллиона авто с пробегом.
Поэтому для развития отечественного производителя необходимы изменения (обнуление) в налогообложении импорта оборудования, сырья, компонентов из ЕС и экспорта готовых автомобилей из Украины. Параллельно – создание инвестиционно привлекательного климата. Программы развития, специальные условия для производителей и гарантии. Но никак не ограничение импорта подержаных авто.
По мнению Олега Омельницкого, директора информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, так произошло из-за большого количества ошибок. Украине нужно было искать новые рынки для сбыта собственной продукции, договариваясь о поставках, финансово поддерживать производство и запустить доступные кредиты для бизнеса. Также на наш авторынок сильно повлияли "евробляхи" , которые въехали в страну без уплаты налогов, и долгое время государство не могло навести порядок в этом деле.
К тому же в Украине установилась плохая традиция ежегодно менять правила игры в автомобильном секторе. Часто меняли пошлины и акцизы, вводили и отменяли нормы выбросов, запрещали и разрешали ввоз старых иномарок. Иностранные партнеры и инвесторы не будут вести серьезный бизнес в стране, где постоянно меняются правила и трудно что-либо прогнозировать.
В Украине практически сложная ситуация в автомобильной отрасли. Ситуация улучшилась бы, если бы мы покупали то, что производим. Например, города Киев и Львов и остальные вместо отечественных троллейбусов и современного транспорта еще недавно закупали беларуские автобусы и коммунальную технику МАЗ. Закупка МАЗов прекратилась только после введения спецпошлин и санкций ЕС.
Но это совсем не значит, что все потеряно. Эпоха автомобилей с двигателями внутреннего сгорания подходит к концу. В феврале этого года ВРУ проголосовала за запрет дизельных автобусов на маршрутах общественного транспорта с 2036 года.
Наступает новая эра электротранспорта. Европейские страны активно строят новые заводы по выпуску электромобилей и батарей к ним. У Украины есть теоретические шансы добиться успеха, при условии окончания войны, притока инвестиций и модернизации заводов.
Кстати, в Украине есть немалые запасы лития, необходимого для производства батарей. По большинству оценок, спрос на литий еще минимум пять-десять лет будет превышать предложение, считает Денис Алешин, директор по стратегическому развитию ООО "УкрЛитийДобыча". В это время в Европе начнут работать десятки новых гигафабрик по производству батарей, которые станут крупным потребителем литиевых материалов. Сможет ли Украина воспользоваться этой возможностью – зависит от нас самих.
Комментарии