Как стать лучшим украинским артистом, записывая хиты у себя дома: разбираем тренды
Никому неизвестный музыкант набирает миллионы прослушиваний в TikTok и подписывает контракт с крупным лейблом. Группа ABBA спустя 40 лет записывает новый альбом и вместо себя отправляет в тур голограммы. Adele ставит ультиматум Spotify и запрещает проигрывать свой альбом на стриминге в произвольном порядке. А самой популярной молодой артисткой становится певица, которая поет практически шепотом.
Что происходит с современной музыкой и как на это повлияли новейшие технологии? Liga Tech разбиралась вместе с украинскими экспертами.
Голограммы вместо настоящих музыкантов
В сентябре 2021 года группа ABBA объявила, что спустя 40 лет выпустит новый альбом и отправится в прощальный тур. Вот только давние поклонники группы увидят на сцене не самих музыкантов, а их аватары. Артисты провели пять недель перед 160 камерами в технологическом центре в Стокгольме. На основе сделанных записей художники по визуальным эффектам создадут масштабное шоу. Цена билетов стартует от 21 фунта (754 грн) и будет доступна большинству европейцев.
We are on our way back! Thank you for waiting.#ABBAVoyage is the concert we've always wanted to perform for our fans. The journey is about to begin!
— ABBA Voyage (@ABBAVoyage) September 2, 2021
Pre-order @ABBA’s new album ‘Voyage’, out 5th November, for access to the exclusive ticket pre-sales.https://t.co/erjJHNSIqS pic.twitter.com/xLh6wWL5z7
В зарубежной прессе уже звучат прогнозы, что таким же образом на сцену скоро вернут Фредди Меркьюри и других покойных музыкантов, которые даже после смерти смогут зарабатывать больше, чем молодые артисты. Однако станут ли подобные шоу популярным явлением?
Евгения Стрижевская, основательница профессионального форума для концертной индустрии Kyiv music days, сомневается, что этот тренд приживется у нас.
"Это зависит от страны и аудитории. Все инновации больше востребованы на Востоке – в Корее, Японии, Китае. У нас тоже были такие примеры. В концерте ко Дню Независимости приняла участие голограмма Кузьмы, который погиб несколько лет назад. Но украинцы восприняли это неоднозначно. В том числе люди, которые были его самыми большими фанатами. Насколько это перспективно? Раз сходить – возможно. Мне кажется, мы и так слишком устали от онлайн-событий, поэтому, наоборот, будет выше спрос на живые выступления".
Эксперт предлагает понаблюдать за этой тенденцией год-два: не хотелось бы, чтобы это стало единственным возможным видом концертов, который нам остался. Однако уже сейчас технологии меняют мир музыки до неузнаваемости. С чего же все началось?
Подписывайтесь на LIGA.Tech в Facebook: главные новости о технологиях
Инженер, который изобрел синтезатор
Кантри-рэп, вэйпорвейв, витч хаус, кьют-металл или, возьмем даже проще, хип-хоп и арт-рок. Большинство современных жанров появились не только благодаря находчивости музыкантов. Их сделали реальностью техническое развитие и инженеры. К примеру, мир современной музыки был бы совсем другим, если бы не Роберт Муг, который в 1963 году разработал доступный и практичный синтезатор.
А уже через пару лет музыкант Уэнди Карлос, который сыграл и записал Баха на этом синтезаторе, стал обладателем "Грэмми".
"Это положило начало целой эре инструментов, которые используются в разных музыкальных жанрах: от техно и арт-рока до новаторских симфонических произведений и саундтреков. А благодаря EMS-семплерам*, которые изобрели в 1969 году, и компании AKAI, в 1985 году сделавшей это устройство массовым, у нас есть хип-хоп. Настоящая находка для хип-хоперов тех лет, которые наконец-то могли сэмплировать любимых джазовых артистов и вставлять видоизмененные куски с их музыкой в свои треки", – считает известный диджей, саундпродюсер и основатель прогрессивной школы музыки Михаил Балог.
*Сэмплер – устройство, которое может записывать и воспроизводить аудио с возможностью его редактировать, резать на куски. А в дальнейшем – менять его продолжительность, темп, высоту тона и т.д.
По его словам, представить современную музыку без технологий невозможно. Это касается всех процессов – от записи до сведения и мастеринга. А с тех пор, как изобрели DAW (Digital Audio Workstation), процесс музицирования и создания стал еще доступнее.
"Кто угодно, имея в доступе только компьютер и музыкальный редактор, может начать создавать собственную музыку. Для этого даже не нужен опыт игры на любом музыкальном инструменте. Представляете?" – подчеркивает Балог.
В ХХI веке мы редко слышим чистый необработанный звук. Над одной и той же записью саундпродюсер или диджей может поработать так, что они будут звучать как два разных произведения.
Музыки стало больше, но на ней не зарабатывают как раньше
2021 год. Одним из перспективных молодых украинских артистов считается Паліндром. Его песни набирают сотни тысяч прослушиваний на стримингах, а он собирает награды от музыкальных критиков. Степан Бурбан, который скрывается за этим псевдонимом, придумывает, записывает и обрабатывает треки в собственной квартире в спальном районе Львова. Видео к ним он также снимает и монтирует сам.
"Сначала я хотел писать второй альбом на профессиональной студии у своего друга, со звукорежиссером. Но мы сделали один трек, и я увидел, что это совсем не тот вайб. Теряется своеобразная философия. Поэтому я одолжил профессиональный микрофон и снова начал писать все дома. Если честно, я не сторонник какого-то сверхкачества – мне кажется, что это не самое важное в наше время", – рассказывает музыкант.
Если раньше донести свою музыку можно было только с помощью больших студий и продюсеров, то теперь это стало намного проще.
"Записал, выложил релиз в YouTube или саундклауд – все, донес. Вопрос в том, чего ты хочешь – чтобы тебя послушали или зарабатывать? У стриминговых платформ есть алгоритмы, которые дают часть аудитории. Но никто не отменял маркетинг и продвижение. Это можно делать как онлайн, так и оффлайн", – говорит Евгения Стрижевская.
Нишевой музыки стало больше, чем 20-30 лет назад. Ведь создавать ее намного проще. Но охваты и заработки тоже упали. Тот же Паліндром признается, что знает, как свою музыку продвигать, но пока не придумал, как на этом зарабатывать. Чтобы ситуация изменилась, Стрижевская советует музыкантам принимать участие в профильных событиях и учиться у зарубежных коллег.
Продвижение в TikTok
Яркий пример раскрутки в современном мире – американский рэпер Lil Nas X, о котором еще два года назад никто не знал. В октябре 2018 года он за $30 купил бит для песни в интернет-магазине. Еще $50 ушло на аренду студии, где он менее чем за час записал песню Old Town Road.
Продюсера и связей у музыканта не было, поэтому он просто начал забрасывать мэмы и вирусные публикации на Reddit. Артисту понадобилась примерно сотня попыток, чтобы это сработало и песню подхватили в TikTok.
Его композиция стала настоящим хитом благодаря #Yeehaw Challenge. Под его песню пользователи перевоплощались в ковбоев и публиковали эти видео в соцсети. Так об артисте узнали во всем мире. Уже в марте 2019 года он подписал контракт с Columbia Records и лишь в мае клип на эту песню появился в YouTube. Еще несколько лет назад эта последовательность была бы совсем другой.
Теперь за продвижение в соцсетях музыканты чаще платят намного больше денег, чем за съемки самого клипа.
Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: только важное
Множество ремиксов и возвращение ветеранов
Тяжеловесные и трудоемкие релизы-альбомы, которые выпускают раз в четыре года, тоже теряют свою актуальность.
"Ты можешь спланировать долгожданную премьеру, но в день выхода релиза всплывет любая политическая либо социальная тема, которая срезонирует в обществе, и вся работа пойдет насмарку. Так что выход релизов становится похож на размещение контента в соцсетях – много, но кое-что может выстрелить", – поясняет саундпродюсер и музыкант Cape Cod.
Чтобы решить эту проблему, музыканты участвуют во множестве коллабораций, объединяются в дуэты и заказывают диджеям ремиксы своих песен. А еще, довольно часто, выпускают один альбом в двух частях. Порой с интервалом в год или несколько месяцев. И не потому, что написали слишком много песен.
"Порог вхождения в музыкальную сферу стал меньше – отсюда огромное количество новых артистов и музыкантов, которые в эпоху ковидного кризиса начали перегревать рынок до максимума новым материалом. Поэтому, чтобы удержаться в медиаполе и увеличивать финансовый профит и свой социальный капитал в современном мире, нужно планировать периодичность выпуска релизов на несколько лет вперед", – говорит Cape Cod.
Вновь пришлось взяться за инструменты и артистам-ветеранам. Возвращение Guns N' Roses, анонсированный новый альбом The Cure, активность Элтона Джона. Во многом это связано с тем, что музыканты больше не зарабатывают больших денег на продаже дисков, поэтому вынуждены ездить на гастроли и подогревать интерес к себе новым материалом на стримингах.
Сильный вокал уже необязателен, а уникальный тембр – да.
Даже в нашей стране есть примеры, когда артист, чьи песни набрали миллионы прослушиваний по всему миру, оконфузился во время живого выступления.
Победительницей "Грэмми" в 2020 году стала Билли Айлиш, которой удалось забрать пять наград. Ее дебютный альбом 114 дней занимал первые места в британском чарте, а сама она стала главным музыкальным явлением последних лет. Певица не может похвастаться мощным голосом, однако ее вокал можно узнать с первой ноты.
"Сильные голоса, как у Sia и Кэти Перри, – уже не тренд. Билли Айлиш не кричит, а шепчет, когда поет – это ее фишка. Но у нее уникальный тембр. Это то, что никуда не исчезло и будет популярно в ближайшие 100 лет", – считает Стрижевская.
Об индивидуальности вокалистов говорит Виталий Дроздов, украинский продюсер и музыкант, генеральный продюсер ТАВР Медиа, член жюри Национального отбора "Евровидение-2020":
"Голос – он по-прежнему важен, но важнее образ артиста, мелодия и смысл песни – именно это касается сегодня сердец слушателей любого возраста и жанра".
Значит ли это, что в ближайшее время из музыки исчезнет магия и останутся только технологии? Эксперты считают, что нет.
"Можно создать бренд и образ с автотюном на вокале, делать качественные клипы, менеджмент – и это будет продаваться. Большинство людей слушают то, что есть в эфире. Но осознанные слушатели смогут отличить настоящее искусство от подделки", – считает Балог.
Виталий Дроздов говорит, что музыкальный прогресс очень повлиял на музыку, но, в то же время, и нет:
"Современный мир перенасыщен гаджетами и вещами, которые пытаются привлечь внимание слушателя. И требование современного мира очевидно – быть более лаконичным. Создавать песни, где больше хуков (часть песни, которая выделяется и цепляет) – музыкальных, текстовых, аранжировочных. Но в то же время в творчестве остается тот самый магический элемент – он приходит в минуты вдохновения, создания мелодий и переворачивает сердца людей".