Космическая ось зла. Как Россия делает спутники наблюдения для Ирана

Россия продолжает налаживать сотрудничество с режимами-аутсайдерами наподобие Ирана и Северной Кореи. Частые взаимные визиты чиновников Ирана и РФ способствуют как военно-техническому сотрудничеству, так и достижениям в смежных отраслях.
То, что несколько лет назад не могло и присниться, учитывая всесторонние международные санкции в отношении Ирана, становится суровой реальностью с начала большой войны и "бана" РФ практически по всем направлениям. Особенно в чувствительных областях, в частности в космической деятельности.
Первым, но не последним доказательством всеобъемлющего сближения можно назвать не только установление отношений в космической тематике между высшими учебными заведениями обеих сторон, но и подписание соглашения о создании совместного исследовательского спутника Московским государственным университетом и Тегеранским университетом.
Космическое сотрудничество РФ и Ирана и его последствия специально для Liga.Tech проанализировал специалист по космическим вопросам, экс-советник главы Госкосмоса Андрей Колесник.
"Секретный" спутник
Главная цель Ирана – построить собственную орбитальную и соответствующую наземную инфраструктуру именно наработок из России. Вклад иранской стороны в сделке заложен в расходную часть государственного бюджета.
В повестке дня Ирана – средства высококачественного наблюдения Земли из космоса, геостационарный телекоммуникационный спутник, а также попытка овладеть геостационарной орбитой в формате малого космического аппарата.
В некоторых случаях то, что нужно иранцам прямо сейчас, – в самой РФ еще только на подходе, хотя и не в зачаточном состоянии. И история со спутником для "космической разведки", который Иран получил от России летом 2022 года, – тому удачный пример.
Таким образом Россия уже не впервые за иранские деньги получает выгоду и для себя. Теперь уже в виде технологий для эффективного использования преимущества геостационарных орбит с помощью небольших космических аппаратов. Но это пока еще в будущем.
В то же время "стандартный" телекоммуникационный спутник для Ирана (в российском варианте под названием "Экватор") практически готов. Его запуск должен состояться уже в 2024 году с космодрома Байконур ракетой-носителем "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М".
Спутник был создан не с нуля, а на уже существующей спутниковой платформе "Экспресс-1000Н" с солнечными панелями мощностью 6,3 кВт, используемой для многих российских телекоммуникационных космических аппаратов. Внутренности полезной нагрузки для иранского потребления не разглашаются, но по антенному "парку" можно представить.

Следовательно, спутник весом 2,3 тонны, в котором доля телекоммуникационной аппаратуры составляет 755 кг, должна расположиться в орбитальной позиции 34 градуса восточной долготы на геостационарной орбите, запрошенной Ираном у Международного телекоммуникационного союза.
В течение 15 лет, с потенциалом технического ресурса до 17 лет, что свидетельствует о качественной специализированной космической микроэлектронике на борту, спутник должен обеспечить Иран во всех видах современных спутниковых телекоммуникаций, в том числе защищенных каналах для чувствительных нужд.
Следует заметить, что переговоры о его создании завершились в 2017 году, когда Иран вряд ли мог ожидать чего-то приличного от других стран из-за мощных санкций, а РФ не очень желала в открытую их нарушать. Поэтому и нынешнее название телекоммуникационного спутника завуалировано. Иранский же след просматривался в спорадических оговорках того времени от самих иранских чиновников и в необычных контрактных условиях для российского производителя.
Иранская система наблюдения Земли
Несколько иная ситуация с высококачественной системой наблюдения Земли из космоса.
Первоначально планировалось, что спутник "космической разведки" с оптическим инструментом будет создавать также предприятие из "роскосмосовской тусовки", как и в случае с телекоммуникационным. И с 2015 года действительно шли переговоры о модернизации существующей российской модели "Канопус-В" для Ирана, пространственную разрозненность которой должны были привести к приличной для иранских нужд.
В открытых источниках говорится, что Иран удовлетворился таким предложением, которое в лучшем случае выдавало бы картинки с качеством в 2,1 м на пиксель. Но по факту контракт был заключен с другим российским производителем – коммерческим, который после удачных наработок по наземной инфраструктуре для подобных систем замахнулся на орбитальный сегмент с революционными для РФ характеристиками.

Иран выбрал его и пока не прогадал. А для прикрытия истинного назначения "глаз из космоса" дал ему название "Хайям" — в честь средневекового персидского ученого и философа, что должно свидетельствовать о сугубо гражданском характере космического аппарата.
Что известно о "Хайяме"
9 августа 2022 года ракета-носитель "Союз-2.1б" с разгонным блоком "Фрегат" вывела "Хайям" из Байконура на орбиту. Кадр из иранского видео о возможностях этого спутника, вышедшего год назад, демонстрирует реальный внешний вид, что важно для сравнения с предложенной "легендой" о космическом аппарате на основе посредственного "Канопус-В".

Подозрения о прежде всего военном назначении с соответствующими техническими характеристиками, его возможностях для космической разведки в оптическом диапазоне и изображения, которые, скорее всего, должны его идентифицировать, обнародовал почти сразу после запуска один из think tank, который занимается изучением способностей применения иранского вооружения.
Но долгое время окончательный ответ на вопросы: что представляет собой космический аппарат под названием "Хайям" и кто его создатель, оставался тайной за семью замками.
Неожиданно, хоть и через год с лишним, произошло саморазоблачение от самого разработчика – АО НПК "БАРЛ". Во время научно-технической конференции, проходившей в Сочи в середине октября 2023 года, показали презентацию с достижениями этой коммерческой компании и планами на будущее.
Кроме подтверждения внешнего вида, среди технических характеристик, изображенных на слайде, особенно выделяется пространственная разрозненность в 0,7 м. Да и другие показатели для российского космоса едва достижимы, что говорит об удачном приобретении Ираном. Недаром довольные иранские чиновники заявляют о намерениях заказывать еще.
"Хайям-2" должен стать спутником следующего поколения, и российский коммерческий разработчик этого типа космических аппаратов уже работает над версией, в которой пространственная разрозненность будет усовершенствована до 0,5 м, а также скорость передачи данных увеличится в разы.
Украине следует относиться с большим предостережением к таким очень плотным ирано-российским наработкам в космической сфере. На протяжении всех одиннадцати месяцев летно-конструкторских испытаний спутника "Хайям" (август 2022 – июль 2023) гражданские с иранской стороны имели весьма ограниченный доступ к ним.

В настоящее время российский производитель космического аппарата и наземного оборудования для управления спутником и приема данных в одном лице, в том числе мобильные станции, помогал, скорее всего, военным, и не только иранским, овладевать данными с него. На территории РФ имеется полный комплект резервного оборудования в рабочем состоянии, дублирующий ту систему, которая должна была быть передана иранцам.