Механические совы, 15-метровый Хогвартс и British Only. Как снимали "Гарри Поттера"
В прошлом году студия Warner Bros объявила о намерении выпустить новую экранизацию книг о Гарри Поттере (ГП) в формате сериала для сервиса HBO Max. Запланировано семь сезонов – по одному на каждую книгу. Однако здесь уже все зависит от рейтингов.
Замысел выглядит достаточно спорным. С одной стороны, с момента выхода первого фильма по мотивам бестселлера Роулинг уже прошло более 20 лет, а по неписаному голливудскому правилу уже через 15 лет можно делать римейк. С другой стороны, октология с Дэниелом Рэдклиффом, Эммой Уотсон и Рупертом Гринтом не выглядит нисколько устаревшей даже в техническом плане. Более того, зрители со всего мира обожают просматривать фильмы поттерианы, а первые части стабильно попадают в плейлисты на новогодние праздники, когда всем хочется хоть немного магии.
В любом случае есть хороший повод упомянуть историю создания уже классики жанра кинофэнтези. Как в кресле режиссера чуть не оказался Спилберг, а экранизация не стала анимационным фильмом, почему Робину Уильямсу не позволили сыграть, несмотря на готовность работать бесплатно, и как создавали спецэффекты – в материале Liga.Tech.
Поиски режиссера и экстравагантные идеи Спилберга
К концу 1990-х годов цикл о Гарри Поттере уже насчитывал четыре романа и приобрел широкую известность за пределами Великобритании. В Голливуде заинтересовались переносом книг на большой экран: лучшее предложение Джоан Роулинг сделала студия Warner Bros (WB). За права на опубликованные на тот момент романы она получила 1 млн фунтов стерлингов и значительный творческий контроль за процессом съемок экранизации. Так, именно писательница пролоббировала чисто британский каст, кроме персонажей-иностранцев.
Единственным исключением стала американка Зои Уонамейкер, сыгравшая учителя полетов на метле мадам Гуч. Еще Роулинг настояла на том, что в основе каждого фильма должна быть одна книга – этого правила придерживались вплоть до финального тома, который, учитывая размеры, был разделен на две ленты.
Первой проблемой экранизации стал поиск режиссера. У WB были сомнения относительно кассового потенциала ГП, но они очень хотели привлечь главного специалиста по блокбастерам – Стивена Спилберга. Тот хотел снимать трехмерный анимационный фильм, а главного героя должен был озвучить звезда "Шестого чувства" Гейли Джоэл Осмент. Идея очень импонировала студийным боссам, ведь технология тогда как раз набирала обороты после успеха "Истории игрушек". К тому же работа с детьми-актерами связана с огромным количеством разнообразных трудностей. Они быстро растут и в процессе могут потерять весь свой шарм и харизму. Собственно, многие юные голливудские звезды после взросления нередко бросали актерское ремесло. Однако Роулинг настояла на том, что экранизация "Философского камня" должна быть именно игровым фильмом.
Еще одной идеей Спилберга было перенести место действия в США и сделать Хогвартс похожим на типичную американскую школу, но писательница снова воспользовалась своим правом вето. После этого постановщик "Челюстей" покинул проект.
Сама Роулинг склонялась к кандидатуре Терри Гиллиама, однако режиссер "12 обезьян" не нашел общий язык со студией. Позже Спилберг признавал, что ушел из проекта, понимая, что тот станет феноменально успешным. Гиллиам же заявлял, что не жалеет о своей отставке, ведь студия мешала бы ему творить своим постоянным вмешательством.
В конце концов фигурой, устроившей и студию, и писательницу, стал режиссер Крис Коламбус. После первых двух частей "Сам дома" и "Миссис Даутфайр" у него был огромный опыт работы с актерами-детьми, и он считался мастером фильмов для всей семьи.
Сбор золотого трио и остальных
Доподлинно неизвестно, сколько именно актеров пробовалось на роль выжившего Мальчика. В некоторых источниках фигурируют цифры в несколько тысяч кандидатов. В конце концов, выбор пал на Дэниэла Рэдклиффа, который понравился кастинг-менеджерам и самой Джоан Роулинг. Правда, его родители были против, поскольку считали, что съемки во франшизе помешают обучению парня. Однако представители студии убедили их, причем по некоторым слухам, их аргументы были подкреплены увеличением гонорара.
Эмма Уотсон имела серьезные сомнения относительно того, стоит ли ей вообще принимать участие в прослушиваниях, ведь на тот момент она вообще не имела ни одного актерского наследия. Отправить кассету с пробами ее убедила учительница. По словам Роулинг, понимание того, что Уотсон является идеальной кандидаткой на роль Гермионы, пришла уже после первого телефонного разговора: девушка проговорила с ней более минуты на одном дыхании.
Наиболее оригинальным способом в поттериану попал Руперт Гринт: он записал рэп-песню, в которой объяснил, почему именно ему предстоит сыграть Рона Уизли. Кастинг-менеджеры оценили его креатив.
Первоначально планировалось сделать Поттера и Грейнджер более похожими на своих литературных прототипов через использование зеленых контактных линз и накладных передних зубов соответственно. Однако от идеи быстро отказались: у Рэдклифа была аллергическая реакция, а Уотсон не могла толком говорить.
Очень сильно сыграть Рубеуса Хагрида хотел Робин Уильямс, который даже готов был сниматься без гонорара. Помешало его американское гражданство, из-за чего партия лесничего Хогвартса отошла Робби Колтрейну. Он стал одним из первых актеров, кого утвердили на роль.
Также очень хотел попасть в фильм Том Фелтон. Он проходил прослушивание на роль Гарри Поттера, Рона Уизли и Драко Малфоя, причем на каждые пробы приходил с волосами соответствующего цвета. Такую преданность оценили и отдали роль главного школьного недруга Гарри.
Звезда "Бешеных псов" и "Криминального чтива" Тим Рот был в шаге от получения роли Северуса Снейпа. Помешало то, что он уже подписался на "Планету обезьян" Тима Бертона. Графики съемок в теории позволяли совмещать работу в обеих лентах, однако актер не захотел летать из Австралии в Британию и наоборот, поэтому преподавателем зельеварения стал Алан Рикман.
Аниматронные совы, миниатюрный Хогвартс и проблемный визуал
Эпизоды фильма очень редко снимают в хронологическом порядке. Как правило, сцены выбирают в соответствии с потребностями логистики и других факторов. В случае "Философского камня" первой была снята финальная сцена, где главные герои едут домой на поезде на летние каникулы.
Основная часть съемок, особенно сцен внутри школы и на магических локациях, проходила в лондонской студии Лизведен. Сейчас там регулярно проводят экскурсии для фанатов, желающих посмотреть закулисье съемок поттерианы. Однако для достижения необходимой магической атмосферы съемочная команда регулярно каталась по всему Соединенному Королевству в поисках подходящих церквей, соборов и замков. Проблема была в том, что большинство из них относились к объектам исторического наследия, поэтому работать там было нельзя, что значительно усложняло им работу.
Крис Коламбус был поклонником использования практических эффектов и различных моделей. Собственно, это помогло погрузить зрителя в мир волшебников, а "Философский камень" даже 20 лет спустя не выглядит устаревшим.
Так, Хогвартс не был чисто творением специалистов по компьютерной графике. Команда по спецэффектам сделала очень детализированную миниатюру школы волшебства в масштабе 1:24. Макет радиусом в 15,5 метров был крайне детализирован: здесь были тщательно проработаны все башни и дворики замка, добавлены деревья, лодки в Черном озере и даже крохотные огоньки в окнах для ночного времени суток. Таким образом, панорамные кадры с замком хотели сделать одновременно более впечатляющими и подлинными. Достичь такого же эффекта с использованием только компьютерной графики было бы невозможно.
Сов, сопровождающих волшебников, играли как вполне реальные птицы, так и аниматронные куклы. Последние использовались в сценах, где совы должны были тесно взаимодействовать с актерами – например, доставка писем. Особой гордостью команды по спецэффектам была Гедвига. Личная сова протагониста могла похвастаться очень реалистичными перьями, умением реалистично поворачивать голову, махать крыльями и держать в клюве небольшие предметы вроде писем.
Съемки "Философского камня" завершились в марте, а уже в начале ноября того же года должна была состояться премьера. Позже Крис Коламбус жаловался, что постпродакшн проходил в условиях очень плотного графика и команда визуальных эффектов не успела их достаточно отполировать. Хотя этот аспект не вызвал каких-либо значительных нареканий у аудитории, режиссер был убежден, что в "Тайной комнате", где у команды было больше времени (она начала работать еще до официального старта съемок), визуал значительно лучше.
При бюджете в $125 млн "Философский камень" собрал $975 млн, а с учетом повторного проката касса перемахнула за миллиард. Коламбус поставил второй фильм серии и спродюсировал третий, после чего покинул франшизу. Суммарно серия собрала $8 млрд, что сделало ее одной из самых успешных в Голливуде.