Мультивселенная в науке и поп-культуре. Интересная выдумка или незаметная реальность?
Наравне с путешествиями во времени, контактом с инопланетянами и восстанием машин концепция мультивселенной стала одной из самых популярных тем в современной фантастике. Студия Marvel сделала ее главной темой новой фазы своей киновселенной, ее обыгрывали популярные сериалы типа "Рика и Морти" и "Южного парка", наконец посвященный ей фильм "Всё везде и сразу" стал триумфатором прошлогоднего "Оскара".
Liga.Tech разобралась в том, насколько обоснована теория параллельных вселенных, как ее освещают писатели и сценаристы и за что критикует аудитория.
Слишком амбициозная диссертация
Представление о том, что наш мир далеко не единственный, а лишь один из многих, имеет давние корни в человеческой культуре. Так, древние скандинавы верили, что существует девять миров: Асгард (где живут боги), Мидгард (где живут люди), Йотунхейм (родина великанов), Свартальфахейм (мир гномов) и т.д.
Предположение о множественности миров оформилось как полноценная научная теория во второй половине ХХ века. Первопроходцем считается американский математик и физик-теоретик Хью Эверетт, описавший ее в своей докторской диссертации в 1957 году.
Он выдвинул гипотезу о том, что каждое квантовое измерение приводит к разветвлению вселенной, которое, в свою очередь, приводит к существованию мультивселенной. В нем возможны все варианты квантовых событий, каждое из которых фактически происходит в своей вселенной.
Идея Эверетта могла помочь преодолеть тупик в толковании понятия измерений в квантовой механике, уже давно не дававшей покоя физикам-теоретикам.
При этом молодой ученый (на тот момент ему было 27 лет) фактически предложил своим коллегам пересмотреть фундаментальные идеи о том, что из себя представляет физическая реальность.
Хотя свою теорию Эверетт выводил из основных положений квантовой механики, многие физики-теоретики того времени расценили ее как фантастическую, а не научную. Скепсис научного сообщества был настолько силен, что Эверетт отредактировал свою диссертацию, чтобы она не была столь противоречивой. Вскоре после этого он забросил теоретическую физику и вместе с несколькими коллегами основал фирму, работавшую в оборонном секторе и занимающуюся сугубо практическими задачами.
Простой ответ на сложные вопросы
Со временем отношения к идее мультивселенной начали меняться, а среди ее поклонников отличились такие авторитетные ученые как Стивен Хокинг, Нил Деграсс Тайсон, Мартин Рис, Леонард Саскинд и другие. В гипотезе увидели возможность объяснить некоторые сложные вопросы и аномалии космологии и физики.
К примеру, концепцию точно выверенной вселенной. Если бы электроны были несколько тяжелее или сила, удерживающая атомные ядра была несколько слабее, многие материи были бы другими. Это привело бы к тому, что вселенная имела бы совсем другой вид и жизнь вообще могла не сложиться.
Вопрос, как так случилось, что все ингредиенты сложились в правильном порядке, до сих пор остается предметом дискуссий. Одни считают, что мы просто выиграли в космическую лотерею, другие видят в этом доказательство участия божественной силы, третьи вообще считают выверенность характеристик элементов Вселенной слишком преувеличенной. Поклонники гипотезы мультивселенной считают, что есть другие вселенные со своими константами, и мы живем в том, что выиграл счастливый билет.
Мультивселенную начали привязывать к гипотезе космической инфляции (стремительное расширение вселенной после Большого взрыва), исследованиям реликтового излучения (тепловое излучение, равномерно восполняющее вселенную), темной материи (гипотетическая форма материи, которая не поглощает и не излучает свет) и темной энергии ( гипотетическая форма энергии, ускоряющая расширение вселенной). Также эту теорию взяли на вооружение философы, исследующие тему возможностей и действительности.
Достаточно у мультивселенной и принципиальных оппонентов, которые вообще отказываются считать эту гипотезу научной. Мол, доказать или опровергнуть ее существование путем эксперимента невозможно, а последнее является основой основ научного метода.
Еще один аргумент – теоретический базис мультивселенной уж слишком шаток, а потому он больше напоминает не научную теорию, а религиозный конструкт. Также популярен тезис о том, что даже если мультивселенная существует, доказать это невозможно и уж тем более невозможно будет как-то с ней взаимодействовать.
Астронавты и супергерои начинают
Если в научном сообществе идеи Хью Эверетта и его единомышленников до сих пор воспринимается неоднозначно, то для авторов и любителей фантастики он стал почти героем. Концепция существования многих миров, кроме нашего, включала в себя неисчерпаемый творческий потенциал.
Собственно, первые произведения о разных мирах и путешествиях между ними начали выходить еще до публикации той самой противоречивой диссертации. В 1940 году выходит первая повесть цикла "Дипломированный колдун" Лайона Спрега де Кемпа и Флетчера Претта. Его синопсис строился вокруг нескончаемого количества миров, в которых реальными могут быть даже вымышленные вещи. Так, в одной из повестей, герои попадают в мир скандинавских мифов и вот-вот должен начаться Рагнарок (аналог апокалипсиса).
С подачи Эверетта происходит популяризация концепта о существовании другого мира, который похож на наш, но немного отличается. Первым произведением, обыгрывающим эту концепцию, стал комикс "Флэш двух миров", опубликованный в 1961 году.
По его сюжету супергерой Барри Аллен случайно попадает в параллельный мир, который получает название "Земля-2" и смоделирован на основе сюжета т.н. "золотых суток" комиксов. Там он встречает Джея Гаррика, который и был первым персонажем, носившим костюм с молнией и псевдонимом Флэш. Два героя объединяют усилия, чтобы победить группу суперзлодеев, после чего Барри возвращается в свое измерение.
Комикс имел очень большой успех, поэтому сценаристы DC начали регулярно обращаться к теме параллельных измерений в последующих выпусках своих серий, равно как и их коллеги из Marvel.
Дебютом мультиверса на экранах считается эпизод "Параллель" фантастического сериала "Сумеречная зона". Облетавший орбиту астронавт Роберт Гейнс теряет связь с командным центром и теряет сознание. Он просыпается уже на Земле и начинает замечать все более странные несоответствия. Протагонист приходит к выводу, что попал в параллельный мир, однако все окружающие считают, что он просто бредит.
Другой путь
Увлечение темой параллельных миров легко кроется в человеческой природе. Часто незначительные на первый взгляд события могут коренным образом изменить течение нашей жизни. К примеру, мужчина может не успеть на автобус и встретить на остановке любовь всей жизни. Или спортсмен может случайно получить травму, которая положит конец его карьере.
Понимание того, что на жизненном пути было немало развилок, когда все легко могло пойти по другому пути, служит незаурядным стимулом к вечнозеленому вопросу "а что, если". Он в свою очередь сделал возможным появление такого жанра как альтернативная история и параллельные реальности.
Демонстрация того, как бы все могло произойти в комиксах, книгах или фильмах, служит не только формой эскапизма, но позволяет задуматься о реальном мире и событиях в нем.
Современное увлечение крупных голливудских студий и производителей контента концепцией параллельных миров объясняется очень просто – это огромный коммерческий потенциал. Аудитория любит разнообразные кроссоверы, а мультивселенная позволяет собрать в рамках любой истории солянку из любых персонажей, в том числе наименее ожидаемых.
Так, в 2008 году выходит файтинг Mortal Kombat VS DC Universe, в котором Скорпион мог померяться силами с Суперменом. Скорее всего, мы до сих пор не увидели, как Бэтмен и Железный человек с товарищами спасают мир от какого-то особо опасного суперзлодея из-за того, что боссы Disney и Warner Bros не могут договориться о разделении расходов и доходов.
Современные зрители очень любят фансервис – эпизоды или сцены, не имеющие прямого влияния на сюжет, но которые могут подарить приятные эмоции за счет ностальгии. Зрители спорят, какое воплощение Человека-паука было лучшим? Вот вам "Пути домой нет", где всех "паучков" и их главных врагов сводят в рамках одной ленты.
Также создается впечатление, что второй "Доктор Стрэндж" снимался, в первую очередь, ради встречи протагониста с Капитаном Картером (одна из наиболее популярных альтернативных сюжетных линий в комиксах Марвел) и доктором Ксавье (первый из Людей Икс в КВМ).
DC тоже не стали отставать и во "Флэше" по полной раскрутили маховик фансервиса, в частности дав возможность Майклу Китону впервые за три десятилетия надеть плащ Бэтмена или даже мельком показать Николаса Кейджа в роли Супермена (фильм так и не сняли, а фотки актера в образе стали интернет-мемом).
Обратная сторона медали
На сегодняшний день гипотеза мультивселенной в основном ассоциируется с супергероикой, но она активно используется за ее пределами, в том числе в драматических историях.
Наиболее известным и первым сугубо тематическим сериалом на тему стал "Скользящие" (Sliders) о физике Квине Мелори, что случайно изобрел устройство для путешествия между параллельными измерениями и теперь с группой товарищей пытается вернуться в свой "родной" мир.
Измерения предлагали разные вариации Сан-Франциско: где господствующей идеологией стал коммунизм, сохранилось движение хиппи, женщины и мужчины поменялись ролями, случился зомби-апокалипсис и т.п. Проект считается одним из главных хитов фантастики 90-х, но был закрыт после 5 сезона из-за падения рейтингов.
Из современного можно упомянуть сериал "Двойник" (Counterpart). Он рассказывает о рядовом клерке, который случайно узнает о существовании входа в параллельное измерение под Берлином (очевидна аллюзия на Холодную войну, когда город был разделен между двумя государствами).
Параллельный мир был идентичен нашему, но после эпидемии пошел несколько иным путем развития. Шоу удачно сочетало шпионский триллер и фантастику с вечным вопросом "а что, если". После двух сезонов оно было закрыто из-за смены контентной политики каналом Starz.
Еще одним заметным сериалом на тему стал "Человек в высоком замке" об альтернативной реальности, где победу во Второй мировой праздновали государства Оси. В книге сюжетная арка героини заканчивалась открытием, что ее реальность фальшива, а один из героев вероятно оказывался в нашей реальности. В экранизации эту тему решили развить, в частности, добавив лабораторию нацистов с порталом в другие измерения. По сюжету они хотели с его помощью начать покорение других измерений.
Самым свежим примером стал сериал "Темная материя" от Apple TV, также экранизирующий одноименную книгу. Причем ее автор Блэйк Крауч выступил и шоураннером. Сериал можно кратко охарактеризовать как более мелодраматическую версию Sliders, ведь основным драйвером сюжета выступает стремление протагониста соединиться с любимой и сыном.
Также сериал наверняка лучше всех научно обосновывает путешествия между мирами, апеллируя к знаменитому эксперименту Шрёдингера с коробкой и котом в ней. Однако назвать его жесткой фантастикой, конечно же, нельзя. Проект скорее обыграл представление философов о том, что каждое принимаемое решение может создавать свой мир.
Скорее всего, вопросы мультивселенной еще долго будут обсуждаться учеными, как и многие другие предположения и гипотезы. Однако ее способность надолго остаться востребованной поп-культурой вызывает вопросы.
Зрители все чаще начинают видеть в ней не интересный нарративный прием, а удобный сюжетный "костыль" для не слишком искусных сценаристов. В той же ленте "Все везде и сейчас" переключение миров отменяло события, чем убивало саспенс, а значит, лишало события всякого смысла.
По сути, мультивселенная выполняет роль некой кнопки "перезагрузки", с помощью которой можно с легкостью вернуть даже погибшего ранее персонажа или изменить последовательность событий. Это может добавить нарратив гибкости, но зритель будет воспринимать это как попытку себя обмануть.
Какой смысл переживать из-за гибели Тони Старка в четвертых "Мстителях", если для пятых могут включить его идентичного двойника из другого измерения?
Словом, прием с мультивселенной напрашивается на сравнение со специей. Он может как добавить блюду вкус, так и превратить его в не съедобное. Все зависит от мастерства того, в чьих руках она оказалось.