Нафтогаз купил "облако" за $1 млн. Почему так дорого? Разбор
В начале ноября в Украине состоялся, пожалуй, один из самых крупных за всю историю тендеров по закупке облачных услуг.
IT-дочка Нафтoгаза - Нафтогаз Цифровые Технологии - закупила у киевской компании Де Ново облака на 25 млн грн. Об этом говорится на сайте ProZorro в объявлении за 2 ноября.
Поставщик обязывается оказывать услуги в течение года. Участники рынка сразу же обратили на закупку внимание. В ней принимала участие только одна компания, одним из основных бенефициаров которой является известный украинский tech-бизнесмен Евгений Уткин. Тендерная документация на сайте ProZorro тоже изначально отсутствовала.
Как так получилось
Этот факт удивил даже СЕО ProZorro Василия Задворного. Вот что он говорит: “Это выглядит прямо очень странно. Мы немного копаем сейчас детали. В целом, может, и нет криминала, но вообще оформление вызывает сомнения”.
Примечательно, что Нафтогаз уже закупал в 2018 году тоже на год облака у Де Ново. Но тогда это, во-первых, был открытый тендер из нескольких участников. Во-вторых, вся документация была на сайте. В-третьих, при стартовой цене в 10 млн грн Де Ново сторговалась за 4 млн грн.
Экс-директор Нафтогаз Цифровые Технологии Анатолий Вовнюк рассказал, что прошлогодняя закупка помогла Нафтогазу сэкономить - не закупать дорогие сервера, а использовать облако. По его словам, экономия составила 10 к 1.
Никто не знает, почему в этот раз Нафтогазу потребовалось потратить в 6 раз больше на облака и какой был заказ. Даже сам Вовнюк удивлен, что тендерные условия нельзя увидеть. Комментарий нынешнего руководства закупщика получить не удалось.
Другие игроки облачных услуг удивлены не меньше. Как говорит СЕО Парковый Петр Яцук, о тендере он не знал. То же самое отмечает и Артем Коханевич, исполнительный директор Gigacloud: “И тендера не было. Они о чем-то договорились на сумму в 25 млн. Никто не знает о чем”.
Вчера позже днем договор между Нафтогаз Цифровые Технологии и Де Ново таки был опубликован на сайте Prozorro. Но факт того, что условий никто не видел, не отменялся.
Что говорит поставщик
В самом Де Ново объясняют закупку у одного игрока следующим образом: “Нафтогаз второй год ведет работы по консолидации всех платформ SAP в одну систему, размещенную в облаке”. И Де Ново, по ее заявлению, является единственным оператором в стране, обладающий облачной платформой, сертифицированной SAP на обслуживание ее софта.
“Поэтому и один исполнитель. Сравнивать с другими облаками в Украине не имеет смысла, так как наше спецоблако построено по специфической архитектуре, на оборудовании, также сертифицированном немцами + обеспечение гарантированной производительности подсистем под SAP HANA”, - отмечают в Де Ново.
Впрочем, заказчик услуг не должен прописывать закупку под одно IT-решение.
“Когда у тебя в закупке прописан конкретный вендор решения - это прямое нарушение. АМКУ обязывает заказчика изменить это. Всегда должно быть Microsoft и аналог, Cisco и аналог” - рассказывал Василь Задворный в недавних Слухах в Шкафу.
Уникальный сертификат SAP?
Участники облачного рынка здесь говорят, что сертификат SAP HANA, это не что-то уникальное.
"Когда год назад был первый тендер, вопрос сертификата никого не интересовал. И его ни у кого не было", - говорит Артем Коханевич.
“Если бы было указано в тендере, что надо за месяц получить сертификат SAP, то заинтересованные в нем игроки имели бы возможность это сделать,” - добавляет CEO UCloud Денис Бурдук. Он подмечает, что в прошлом тендере не было прописано обязательств, что облачный провайдер должен быть обязательно украинским. И если и в этот раз это условие сохранилось, то теоретически в тендере мог быть заинтересован и иностранный игрок, у которого, например, точно есть сертификат SAP HANA. Закупать у одного участника услугу бы не пришлось. Появился бы торг. И действительно, в договоре, который появился на сайте позже, указано только то, что облако не должно находиться в России. Про ограничения в других странах - ни слова.
“За такие деньги облако Нафтогаз можно было бы даже в Microsoft Azure разместить”, - добавляет Бурдук.
Сложностей при переходе на другое облако у Нафтогаз бы тоже не возникло, отмечает Бурдук: “Мы это делаем за ночь”.
«Основная проблема этого тендера - полная непрозрачность. Что во время, когда рынок начал работу с государством по проекту CloudFirst (преимущество в закупках облачных сервисов перед «железом»), это может подорвать доверие к локальным облачным операторам», - добавляет Артем Коханевич.