Основа цифровизации современного АПК — это данные и алгоритмы. Андрей Пеший, CIO Кернел
При поддержке De Novo
Успех агропромышленной компании сегодня во многом зависит от информационных технологий. Повысить урожайность, оптимизировать логистику, добиться глубокой автоматизации рутинных операций и обеспечить полную мобильность сотрудников — все это возможно благодаря эффективному применению ИТ. В партнерском проекте с провайдером облачных сервисов De Novo, который первым в Украине получил статус VMware Cloud Verified Provider, ИТ-директор компании «Кернел» Андрей Пеший рассказал о том, что такое «цифровая трансформация» применительно к сфере АПК и как она влияет на основные процессы компании.
— Сфера АПК в массовом сознании наделена определенными стереотипами, во всяком случае, она не воспринимается многими как мощный потребитель ИТ. Но, похоже, такой взгляд очень устарел.
— Я бы сказал — устарел безвозвратно. Сегодня ведущие украинские агрокомпании, очень активно применяют информационные технологии. У нас они задействованы буквально во всех процессах деятельности компании — выращивание, производство, закупка и реализация продукции, внутренние бизнес-процессы, все это требует существенных ИТ-ресурсов и самых прогрессивных технологий. Современная агропромышленная компания — это такой же бизнес, как и в любой другой сфере, а значит, он точно также завязан на широкое применение цифровых технологий.
— Даже в том, что касается выращивания урожая на полях?
— В этом вопросе особенно. Мы в компании используем технологии точного земледелия, а значит, имеем дело с огромными и постоянно растущими объемами данных, из которых извлекаем массу ценной информации.
Если подходить к вопросу выращивания сельскохозяйственных культур со всей ответственностью, то необходимо, к примеру, четко понимать — что, как, где, когда и в каком объеме сеять, как ухаживать за растениями, контролировать их рост, бороться с вредителями и т.д. Учитывая объемы выращивания и производства, любая ошибка может обойтись очень дорого. Существенных ресурсов требует также процесс управления и контроля работ, выполняемой с помощью сельскохозяйственной техники.
Для обеспечения максимальной точности прогнозов необходимы сложные алгоритмы расчета, которые в свою очередь, опираются как на научные данные, так и на колоссальные массивы данных, получаемых нами из различных источников (включая спутниковые снимки, видео и фотографии с дронов). Все это собирается, обрабатывается и хранится в нашей ИТ-инфраструктуре.
По сути, основой современного АПК являются данные и алгоритмы.
— Алгоритмы вы разрабатываете самостоятельно?
— Да. В нашей компании ведется разработка ПО и различных алгоритмов, которые выполняют несколько команд разработки. В последнее время мы активно используем для этой задачи технологии машинного обучения, которые открывают недоступные ранее возможности. Это очень перспективное направление, и мы намерены его развивать.
— Логистику вы тоже автоматизировали?
— Это для нас один из важнейших вопросов — учитывая территориально распределенную структуру компании, огромное количество партнеров и заказчиков, а также то, что мы имеем дело с материальными активами, вопрос оптимальной логистики стоит очень остро. Здесь нам также помогают разработанные алгоритмы с опорой на точные и актуальные данные в сочетании с мощными вычислительными ресурсами.
— Какие еще бизнес-процессы подверглись «цифровой трансформации»?
— Практически все важнейшие аспекты нашей деятельности. Так что несмотря на то, что мы представляем сегмент АПК, «Кернел» реализовал и реализует ИТ проекты, как часть цифровой трансформации компании. Отдельно я бы отметил документооборот — благодаря переводу этого процесса в виртуальную форму удалось в разы сократить объем делопроизводства. Не говоря уже о том, что работать с электронными документами легче, проще, удобнее и быстрее.
— Где размещены ваши ИТ-ресурсы? Это собственная площадка или арендованные мощности?
— На самом деле, это не принципиально. Для нас важна эффективность, надежность и защищенность данных, а также непрерывность бизнес-процессов. В рамках этой парадигмы допускаются разные подходы к построению ИТ. Раньше нам хватало собственной серверной, но по мере роста компании и увеличения нагрузки было принято решение подключить различные облачные сервисы.
Сейчас у нас реализована комплексная ИТ-инфраструктура на основе гибридного облака — одна часть сервисов, как и раньше, работает в собственной серверной, другая размещена в публичном облаке, третья — на базе HPI.
— Что такое HPI?
— Hosted Private Infrastructure, что в вольном перевод можно назвать «частное облако как услуга». Это довольно интересный и новый для нашей страны сервис, в рамках которого мы арендуем у оператора полностью готовую, настроенную и безопасную виртуализированную ИТ-инфраструктуру, которая к тому же размещена в надежном коммерческом дата-центре. Удобство такой модели в том, что мы получаем все необходимые нам базовые ИТ-ресурсы и сервисы без необходимости капитальных вложений — оплата идет только за реально потребленный объем. К тому же таким образом мы решили вопрос наращивания мощностей — за это отвечает оператор, что снимает целый ряд проблем, связанных с планированием и расширением ресурсов.
— Кто предоставляет сервис, если не секрет?
— Сервис HPI мы получаем от компании De Novo.
— А публичное облако?
— Тоже De Novo и Microsoft Azure
— То есть все облачные сервисы вам предоставляет дата-центр De Novo?
— Только ту часть, которая касается IaaS по некоторым критичным ИТ-сервисам, но мы также потребляем много SaaS и IaaS-сервисов, здесь наш основной партнер Microsoft.
— Какие SaaS-сервисы наиболее важны для вашей компании?
— Сложно выделить что-то самое-самое. Мы активно используем сервисы SaaS-платформы Office365. В частности, с помощью Sharepoint организуем процесс совместной работы, Teams позволяет обеспечить эффективное взаимодействие между сотрудниками, где бы они не находились и т.д. Кроме того, для автоматизации бизнес-процессов в управляющей компании мы используем ERP систему Microsoft Navision, но из частного облака, в рамках которой недавно реализовали мощный CRM-модуль.
— Как внедрение CRM повлияло на работу вашей компании?
— С помощью этой системы удалось существенно повысить эффективность работы сотрудников. В частности, менеджеров по закупкам, которые могут получать актуальную информацию о партнерах, с которыми предстоит вести переговоры. Причем защищенный доступ к данным возможен из любой точки страны через мобильный терминал. Это повышает мобильность сотрудников, увеличивает скорость принятия решений и т.д.
— То есть, фактически вы не привязаны к физической ИТ-инфраструктуре, поскольку получаете все ресурсы из облака.
— В целом да. Небольшая часть сервисов работает на собственной площадке, но основные ИТ-ресурсы находятся в облаке. Это тоже часть нашей «цифровой трансформации».
— Соответственно во время недавних карантинных ограничений ваша компания, очевидно, не испытала больших сложностей с переводом сотрудников на удаленную работу?
— Благодаря использованию облачной модели карантин мы пережили практически безболезненно. Нам не стоило больших усилий перевести сотрудников на удаленную работу — технически все было готово, нам лишь пришлось увеличить количество ноутбуков для сотрудников и сделать некоторые настройки.
Скажу больше, как оказалось, перевод на «удаленку» повысил эффективность работников, и мы теперь работаем над частичным сохранением такой модели. Так что здесь мы больше выиграли, чем потеряли. В этом, кстати, еще одно преимущество «цифровой трансформации» — мы готовы к вызовам, о которых даже не догадываемся.
— «Цифровая трансформация» это, как известно, безостановочный процесс. Над чем вы работаете прямо сейчас и каковы планы по развитию на ближайшее будущее?
— Мы постоянно экспериментируем, ищем новые пути повышения эффективности, развиваем и оптимизируем ИТ-инфраструктуру. Если говорить более конкретно, то сейчас работаем над созданием собственной SDN — программно-определяемой сети, по мере развития будем наращивать потребление мощностей публичного облака и сервиса HPI. А такая необходимость возникает, ведь объемы данных постоянно растут. Усиленно работаем над повышением защищенности рабочих мест наших сотрудников, поскольку именно конечные точки, а совсем не серверы, СХД или облачная инфраструктура, являются основным местом проникновения киберугроз. Внедряем и будем внедрять дальше инновационные сервисы на базе технологий машинного обучения. В общем, работы много, планов — еще больше.