Содержание:
  1. Проигранная гонка
  2. Бесполезные попытки все исправить
  3. Подсанкционный космос

Сегодня ВСУ активно использует "народный" спутник ICEYE и другие "глаза" на орбите для эффективных ударов по штабам, складам и прочим чувствительным для оккупантов объектам далеко за линией фронта. Существенным подспорьем также стал Starlink, особенно в начале полномасштабного вторжения, что помогало подразделениям поддерживать связь в условиях активного использования врагом систем РЭБ.

Читайте о бизнесе без политики на канале LIGA.Бізнес

В то же время РФ, несмотря на бравурные заявления Роскосмоса, продолжает проигрывать орбитальное противостояние США. Почему это происходит и каковы практические последствия – в материале Liga.Tech на основе текста Bloomberg.

Проигранная гонка

Идея того, что спутники можно использовать для навигации, пришла в голову американским ученым сразу после успешного вывода советского "Спутника" в конце 1950-х. Через 20 лет система глобального позиционирования (более известная под англоязычной аббревиатурой GPS) была успешно запущена. Само собой, что СССР просто не мог не запустить собственного конкурента, получившего название ГЛОНАСС.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: главные новости мира технологий

Сегодня GPS располагает 30 спутниками и используется почти для всего: от работы Google Maps до прокладки маршрутов коммерческих авиалайнеров. ГЛОНАСС, несмотря на 24 спутника и выделение правительством РФ больших средств, значительно уступает американскому визави в точности и надежности.

По мнению старшего исследователя аналитического центра Rand Corp Брюса Макклинтока, российские генералы пытаются компенсировать технологическую отсталость за счет разных экстенсивных методов. Отсюда и разработка массивных 1500-килограммовых авиабомб. По замыслу подопечных Шойгу, низкая точность будет с лихвой компенсироваться взрывной силой.

Российский "ответ" GPS потерпел фиаско. Как это помогает Украине в войне
Модель спутника ГЛОНАСС-М. Фото: MAURITZ ANTIN/EPA

Проблема с ГЛОНАСС стоит настолько остро, что оккупационным войскам приходится прибегать к использованию менее защищенных GPS-чипов коммерческого или бытового уровня. По сравнению с военными они менее надежны и более уязвимы к действию РЭБ. Однако для атак крупных стационарных гражданских объектов типа жилых домов, больниц, портов, торговых центров или электростанций их вполне хватает.

Бесполезные попытки все исправить

Проект модернизации сети спутников ГЛОНАСС давно ходил по высоким кабинетам, однако полноценно дать ему старт решили уже на фоне неудачного вторжения в Украину. По данным издания Janes, РФ запустила ракету со спутником "ГЛОНАСС-К2" в августе. По прогнозам, замысел Роскосмоса будет стоить примерно $5 млрд. Интересно, что впервые о запуске этого спутника заговорили еще в 2018 году, однако даты постоянно сдвигались.

По словам старшего научного сотрудника Фонда Джеймстауна Павла Лузина, более половины спутников ГЛОНАСС уже безнадежно устарели. Поскольку у еще большего количества срок эксплуатации приближается к десяти годам, РФ понадобится 20 новых спутников – то есть полное обновление. При этом сейчас страна-агрессор за неимением необходимой электроники может выводить один-два спутника в год в лучшем случае. То есть проблема даже не в модернизации системы, а в сохранении ее на плаву.

По мнению старшего преподавателя Университета Южного Уэльса Крейга Робертса, спутники ГЛОНАСС, находящиеся на высоте почти 2000 км над Землей, значительно уступают конкурентам. Российская сеть обладает как худшим качеством наземных станций управления, так и атомными часами в космосе, что делает их измерения менее точными.

Если брать все четыре доступных спутниковых системы (есть еще европейская Galileo и китайский BeiDou), то ГЛОНАСС возглавляет список с конца. По словам Робертса, Украина может получать от американских союзников доступ к более безопасному GPS военного уровня, а это дает совсем другие возможности. Уже бывали прецеденты, когда ВСУ с помощью HIMARS уничтожали мобильные цели, такие как вражеские "Грады" или САУ.

У нашей страны тоже были серьезные проблемы со спутниковой связью. В основном из-за капризов Илона Маска, который то заявлял, что поддержка работы Starlink слишком затратна для одного из самых богатых людей планеты, то самовольно отключал ее в регионе, где планировалась атака на базу ВМС РФ, потому что боялся начала Третьей мировой (хотя позже начальник ГУР Буданов утверждал, что бизнесмен не выключал связь над Крымом специально). В сентябре Пентагон заключил контракт с Маском на услуги Starlink в Украине.

Подсанкционный космос

Помимо высокой стоимости, на пути планов модернизации ГЛОНАСС стоят два фактора. Во-первых, с началом вооруженной агрессии Роскосмос потерял существенную часть своих доходов. Так британский спутниковый оператор OneWeb отказался от использования ракетоносителей "Союз". И подобных сорванных контрактов с западными клиентами хватает. Раньше на их долю приходилось от 10% до 20% бюджета российской космической программы. Теперь они просто улетучились.

Во-вторых, санкции. Первые ограничения были введены после аннексии Крыма в 2014 году и были значительно усилены после 24 февраля 2022 года. Система ГЛОНАСС зависит от множества компонентов западного производства. Завезти их даже контрабандой или с помощью серых схем проблематично, поэтому правительство распорядилось поднять уровень российских инноваций. Однако дальше красивых заявлений об "импортозамещении" дело не идет.

В Кремле, скорее всего, найдут необходимые средства для финансирования – они могут быть просто оторваны от других проектов, не имеющих военного назначения. Однако одними только деньгами не заменить отсутствие специалистов и технической базы. При этом эксперты не считают, что ГЛОНАСС может полностью отключиться.

По мнению Джона Кляйна, профессора Института космической политики из университета Джорджа Вашингтона, российские инженеры смогут поддерживать работу ГЛОНАСС еще некоторое время. Расплатой за это станет еще меньшая надежность и точность. Практическим следствием этого будет то, что погрешность тех же ракет с 1-2 метров увеличится до 10 метров, говорит Джон Харди, замдиректора российской программы Фонда защиты демократий, внепартийного исследовательского института в Вашингтоне. А в условиях войны это может иметь критическое значение.