Смартфон - новый наркотик, подростки рискуют стать псевдодебилами. Есть ли лекарство?
Цифровая зависимость может быть причиной проблемной коммуникации с родителями. Или наоборот - ее следствием. Фото: depositphotos.com

“Да они же родились с гаджетами!” - восклицают родители, когда детей невозможно оторвать от планшетов и смартфонов. В самом деле, если уж сами родители не расстаются с чатиками, лентами и играми, как отучить от них детей? И надо ли?

В американском штате Вермонт к этому вопросу подошли радикально. Там предложили законодательно запретить пользоваться смартфонами лицам до 21 года - наряду с употреблением табака и алкоголя. Причина: повышенная смертность из-за гаджетов. Мол, подростки разбиваются на машинах из-за залипания в экранах. Становятся объектами нападения хулиганов. Или сами травят других подростков с помощью смартфонов.

Тотальной смартфонизации считанные годы, а проблема уже поднимается на уровень властей. Может, и Украине стоит придумать предохранитель от смартфонозависимости? Ведь, несмотря на то, что от США отделяет океан и экономика, культура пользования гаджетами у нас похожая. 

Мы спросили психологов и специалистов по нейробиологии, есть ли практический смысл в подобных запретах. Спойлер - не особо. Но риск зависимости есть. Причем, скоро его могут признать официально.

А в конце вас ожидает простой вопрос по теме.

Цифровая зависимость - реальная проблема

Мнения разошлись в деталях, но сошлись в одном: проблема есть. 

По разным данным, проблемы со смартфонами наблюдаются у 23.3% детей и подростков, причем они четко связаны с тревожными расстройствами и депрессиями до зависимости от смартфонов у 16.9%. Хотя с тем, что зависимость от смартфонов реально существует, не все согласны. Об этом рассказывает нейробиолог Сергей Данилов. 

“Похоже, это как всегда проблема родителей, которые рады занять детей чем угодно, лишь бы с ними не общаться, ну и сами активно “втыкают”. А теперь сами пытаются решить проблемы за счет детей”, - сетует нейробиолог.

Смартфон - новый наркотик, подростки рискуют стать псевдодебилами. Есть ли лекарство?
Получая удовольствие от быстрого желаемого контакта со своим “любимым” смартфоном, подростки наполняют свой мозг нейрохимикатами, которые подобны действию дофамина, то есть гормона радости и эйфории. Фото: Pixabay

Эксперты напоминают: общение с гаджетом - это вполне себе “порочная” цепочка для нашего мозга. Потому-то диджитал-детокс нелегко дается даже взрослым.

“Сегодня уже известен тот факт, что, получая удовольствие от быстрого желаемого контакта со своим “любимым” смартфоном, подростки наполняют свой мозг нейрохимикатами, которые подобны действию дофамина, то есть гормона радости и эйфории”, - рассказывает Екатерина Зинасс, основатель Центра психологии Zinass. 

По ее словам, так происходит зависимость. Дети доверяют удовлетворению и принимают его за полезность. Но любая зависимость имеет последствия: депрессия, гнев, усталость, рассеянность.  

По состоянию на сегодня в психологии не существует такого понятия как зависимость от смартфона (смартфонозависимость) или интернета, согласно медицинским критериям МКБ-10 (Международная классификация болезней) и DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders - перечень психических заболеваний, составляемый Американской психиатрической ассоциацией). 

И даже угроза псевдодебильности

Но, возможно, цифровая зависимость все же войдет в МКБ-11, которая вступит в силу в 2022 году. Например, в 2019 году в этот перечень заболеваний вошла игровая зависимость. 

“Аналогия между химической и цифровой зависимостью вполне корректна. Это подтверждается и на уровне психологической диагностики, и на уровне комплексных инструментальных исследований головного мозга”, - подчеркивает Максим Жидко, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Национального аэрокосмического университета им. Н.Е. Жуковского «ХАИ».

Дальше - хуже. По его словам, наблюдения и глобальные исследования “цифророжденных” и “цифровых мигрантов” (людей, чья социализация пришлась на доинтернетовскую эпоху) свидетельствуют о достаточно радикальных изменениях в психическом функционировании человека. Причина - активное использование цифровых технологий. Как следствие, у “цифророжденных” наблюдаются специфические нарушения познавательных процессов, эмоций, ценностей и смыслов, навыков саморегуляции, межличностных отношений и сексуальности. 

Смартфон - новый наркотик, подростки рискуют стать псевдодебилами. Есть ли лекарство?
Аналогия между химической и цифровой зависимостью вполне корректна. Это подтверждается и на уровне психологической диагностики. Фото: Pixabay

“Все эти нарушения объединяются общим понятием digital dementiaцифровое слабоумие или информационная псевдодебильность. Псевдо потому, что не имеет отношения к одноименному психическому заболеванию, но по своим проявлениям очень похожа на него”, - резюмирует Максим Жидко. 

Что же тогда делать?

Волшебных таблеток, как всегда, нет - ни для взрослых, ни для детей. Психологи напоминают: личный пример и “заместительная терапия” - все еще лучшие враги смартфонозависимости подростков.

Начинать лучше с младых ногтей. По мнению подросткового психолога Дарьи Селивановой, взрослые обязаны сформировать культуру пользования гаджетами и пояснять правила, как и для чего стоит использовать смартфон. Правда, научить этому может только родитель, который сам дружит с самообучением, а не пользуется гаджетом только для развлечения или многочасового серфинга по соцсетям.

“Вначале важно установить причины и триггеры (пусковые механизмы) “смартфонозависимости”. Естественно решение ситуаций, провоцирующих желание “забыться” в смартфоне, значительно снизит зависимость”, - уверен психолог Дмитрий Шевченко.

Психотерапевт Юлия Кучерук напоминает о необходимости найти новые способы удовлетворения потребностей, которые подросток пытается реализовать в смартфоне. Это не так просто. “Возможное решение - организация группы зависимых от смартфонов. Там заодно и социальные навыки можно развивать”, - предполагает психолог.

Смартфон - новый наркотик, подростки рискуют стать псевдодебилами. Есть ли лекарство?
Фото: Pixabay

Источник эйфории и радости в виде смартфона следует заменить на другой, который принесет больше пользы, считает Екатерина Зинасс. Это могут быть игры на логику, групповые занятия, прогулки с родителями, интересные задания по дому, активные игры с друзьями и другие захватывающие мероприятия.

“Возможное решение - организация группы зависимых от смартфонов. Там заодно и социальные навыки можно развивать”, - предполагает психолог Юлия Кучерук.

Эту мысль поддерживает Сергей Данилов. Причем, могут иметь место родительский контроль, жесткие ограничения в школе и т.п., но для младших, по крайней мере до 7-8 лет. 

“Для подростков сложнее, потому что для них это инструмент взаимодействия. Ограничивать использование плохо...”, - объясняет ученый.

Для тех 17-23% детей и подростков, которые испытывают зависимость от смартфона, по мнению Данилова, показаны разные виды спорта, походы и прочие занятия, где есть рисковое поведение. Ведь им нужны такие переживания. 

Параллельно - стандартный набор цифровой эпохи: учить детей фильтровать информацию, критически оценивать программы и т.д. Чему, впрочем, не помешало бы поучиться и многим взрослым.

Запрет - пиар и бессмыслица

Почти все опрошенные Liga.Tech эксперты уверены: в законодательных ограничениях подростков смысла нет. И в Украине такая модель не сработает.

“В смартфоне любого человека есть не только развлекательный контент, но и огромное количество функционала, предоставляющего множество возможностей. В том числе для обучения и развития. Поэтому простой запрет на использование несет больше сложностей, чем пользы”, - говорит Дарья Селиванова

А психотерапевт Юлия Кучерук считает: запретил - предложи альтернативу. Иначе ожидайте сопротивления и бунта. Нужно определить, какие потребности подростка реализуются с помощью смартфона, и предложить другие способы.

Развивает эту мысль психолог и психотерапевт Юрий Филимончук. “Дети и подростки, как и взрослые, "уходят" в смартфоны, чтобы справляться с большим уровнем тревоги. У людей нарушается ощущение безопасности. Если убрать все смартфоны, а не работать с причинами "ухода в них", то люди найдут что-то другое, что уведет их от реальности в виртуальность”, - объясняет он.

“Дети и подростки, как и взрослые, "уходят" в смартфоны, чтобы справляться с большим уровнем тревоги”, - Юрий Филимончук.

По мнению Оксаны Пшегорницкой, психолога и мамы подростка, вред не там, где у человека есть смартфон и виртуальное общение, а там, где это общение начинает вытеснять другое из жизни. Например, спорт, прогулки, живое общение. 

“Запретить смартфоны вообще использовать? А дома? А планшет? А смарт-ТВ тоже нельзя включать? А родителям подать пульт можно?” - иронизирует Пшегорницкая. Она против того, чтобы изолировать украинских подростков от мира. Вот если ребенок торчит в гаджете экстремально много - проблема есть. Но в таком случае она шире.

А как вы относитесь к варианту законодательного запрета смартфонов?

 

Фото на заставке: https://ua.depositphotos.com/