США победили Китай в войне чипов. Как им это удалось
США и Китай остаются крупнейшими торговыми партнерами друг для друга: в прошлом году товарооборот между двумя странами составил почти $700 млрд, что является новым рекордом. При этом температура двусторонних отношений упала настолько низко, что обозреватели и эксперты говорят о полноценной холодной войне между Вашингтоном и Пекином. Она происходит во многих измерениях – дипломатическом, торговом и технологическом, особенно в вопросе полупроводников.
Liga.Tech подготовила материал о причинах, течениях и последствиях "войны чипов" для глобальной экономики.
Двойная угроза
В значительной степени лидерские позиции США в мире основываются на ее первенстве в сфере высоких технологий. Однако она уже не столь бесспорна: КНР захватила лидерство в 37 из 44 сегментов, согласно отчету Австралийского института стратегической политики.
Проблема в том, что свой прогресс Китай хочет использовать не только для усиления своей доли на глобальном рынке, но и для наращивания военной мощи. Президент Си Цзиньпин хочет превратить НОАК в вооруженные силы мирового класса до 2049 года – как раз на столетие установления власти коммунистов в Поднебесной. Сюда входит разработка гиперзвуковых ракет, автономных вооруженных модулей и использование искусственного интеллекта в ряде направлений, включая радиоэлектронную борьбу.
Технологические достижения Китая были бы невозможны без обучения ученых в западных университетах и – что самое главное – импорта полупроводников из США и их партнеров. Потому Вашингтон всерьез собрался перекрыть этот канал.
Переход от политики сотрудничества в сдерживание КНР начался не вчера. Еще в 2016 году администрация Барака Обамы запретила продажу полупроводников китайской компании ZTE из-за обвинений в нарушении режима санкций против Ирана. Производитель смартфонов чуть не разорился: его спасла договоренность с администрацией уже следующего президента о возобновлении сотрудничества с американскими поставщиками в обмен на уплату штрафа.
Во время каденции Трампа Министерство торговли запретило американским компаниям продавать микросхемы, оборудование и программное обеспечение корпорации Huawei. Основанием вновь стали обвинения производителя смартфонов в нарушении санкционной политики США и создании угроз ее национальной безопасности.
Дело не ограничилось только Штатами: тайваньская TSMC, Великобритания и ряд других стран ограничили доступ высококачественных микросхем в Китай, чтобы помешать попыткам последнего подмять под себя рынок 5G. С подачи Вашингтона в черный список попали производители суперкомпьютеров Sugon и Phytium. Ограничения коснулись крупнейшего китайского производителя микроэлектроники SMIC.
Программа Китай-2025
В руководстве Китая прекрасно знали о своей уязвимости и предпринимали попытки ее преодолеть. В 2015 году Си Цзиньпин представил грандиозную десятилетнюю программу Made in China 2025, предполагавшую сокращение доли импорта в микросхемах с 85% до 30%. Китайские корпорации призвали активнее сотрудничать с транснациональными корпорациями типа IBM, если те согласятся предоставлять технологии в обмен на доступ к рынку Поднебесной. Частью этой стратегии также должна была стать покупка или слияние с компаниями высокотехнологичного сектора в Европе, Азии и Северной Америке. Кроме того, КНР переманивал к себе иностранных специалистов с помощью более крупных зарплат и бонусов.
В последние годы Китаю действительно удалось построить технологическую экосистему с компаниями Huawei, ZTE и Xiaomi, заявившей о себе в области телекоммуникаций, смартфонов и различных гаджетов. В частности, китайские компании предлагали услуги по внедрению 5G.
Однако задача перехода на самообеспечение Китая полупроводниками провалилась. В 2020 году внутреннее производство обеспечило только 16% спроса, а если исключить предприятия иностранных компаний, работающих на китайской территории, эта цифра составит всего 6%.
Стратегия Байдена
Администрация президента Джо Байдена усилила стратегию ограничения доступа Китая к полупроводникам и связанным технологиям. В октябре прошлого года Белый дом ввел ряд ограничений, включая необходимость для американских поставщиков получать специальную государственную лицензию, чтобы продавать передовые разработки китайским предприятиям или частным лицам. В медиа эти мероприятия назвали одной из наиболее существенных мер США в их технологическом противостоянии с Китаем.
Шаг был достаточно рискованным, поскольку другие компании могли бы поспешить занять нишу, освобожденную в США. Таким образом, Вашингтон мог не нанести существенный вред главному конкуренту и нанести серьезный ущерб собственным компаниям. Однако Нидерланды и Япония, имеющие наиболее передовые технологии производства микросхем, согласились принять ограничения. 30 июня первая подтвердила, что экспортный контроль вступит в силу с 1 сентября. Именно голландский ASML является единственной компанией, которая может предоставить фотолитографическое сканерное оборудование последнего поколения.
Также Байден еще в декабре 2020 года подписал соглашение с TSMC о строительстве завода стоимостью $40 млрд в штате Аризона. Компания Samsung в обмен на налоговые льготы планирует инвестировать $191 млрд в строительство 11 новых фабрик в штате Техас. Кроме того, Белый дом выделил $280 млрд на развитие новых фабрик и исследований в области чипов, робототехники и искусственного интеллекта.
Первые ласточки
Китайские компании уже ощутили первые последствия шагов США. Согласно данным Главного таможенного управления Китая, за первые пять месяцев этого года импорт микросхем сократился почти на 30% по сравнению с тем же периодом 2022 года.
Конечно, далеко не всем технологическим гигантам понравилась политика Байдена – слишком уж велик и "жирен" рынок КНР. CEO Nvidia Дженсен Хуанг заявил, что ограничения могут нанести "огромный ущерб" технологической отрасли. Годовые доходы его компании от Китая и Гонконга "просели" на 20%.
Некоторые эксперты также опасаются, что это может негативно отразиться на преодолении глобального кризиса полупроводников. Он начался в 2019 году и углубился на фоне пандемии в 2020-м году. Впрочем, уже есть предложения его преодоления, в том числе от украинских ученых. В компании GlobalLogic рассказали Liga.Tech об анализе изготовленных микрочипов с помощью математических алгоритмов и Machine Learning. Это решает несколько ключевых вопросов: уменьшение процента брака и работа с "всплесками" брака на технических линиях, переход на новый техпроцесс и отладку уже существующих и создание новых микрочипов.
Официальный Пекин не стал скрывать своего раздражения политикой Байдена. Чиновники КПК обвинили США в попытках подавления Китая, а также призвали Японию и другие страны прекратить ограничения. Сами же китайские компании стремятся покупать технологии через посредников или на стремительно набирающем обороты черном рынке. Сможет ли удовлетворить контрабанда аппетиты КНР – вопрос очень дискуссионный.