Содержание:
  1. Крошка Цахес от мира видеоигр
  2. Переносы и желание бесплатной рабочей силы
  3. Тучи сгущаются
  4. За день до краха

Видеоигра может получиться плохой по многим причинам: недостаточный бюджет, нереалистичные сроки релиза, недостаточный размер команды разработки, завышенные пожелания издателя и инвесторов, отсутствие грамотного менеджмента. Каждый из этих факторов может привести к фиаско, а все вместе делают его неотвратимым.

В этом же месяце геймеры столкнулись с ситуацией, когда видеоигровая халтура случилась из-за того, что ее авторы вообще не собирались делать качественную видеоигру.

Liga.Tech разбиралась в истории вокруг разработки The Day Before (TDB) и том, как проект создал опасный прецедент для индустрии.

Крошка Цахес от мира видеоигр

Эпопея вокруг TDB началась почти три года назад с презентацией трейлера на портале IGN. Проект позиционировался как ММО-шутер о выживании в открытом мире с поддержкой режимов PvP (игрок против игроков) и PvE (игрок против ботов). Сеттинг и стилистика как самой игры, так и ее промоматериалов напоминали микс из The Division, The Last of Us и DayZ. Ни давняя традиция несколько украшать первые деморолики, ни практически неизвестный широкой публике разработчик не помешали очарованию игроков – TDB прочно прописалась в рейтинге самых ожидаемых новинок Steam.

Авторами игры выступала студия Fntastic, основанная в 2015 году братьями Эдуардом и Айсеном Готовцевыми в городе Якутск. Однако со временем она сменила адрес регистрации на Сингапур. К подобному юридическому переезду прибегли немало студий из страны-агрессора, особенно после полномасштабного вторжения в Украину. Таким образом они стремятся избежать возможных осложнений из-за санкций и упростить себе продвижение на западных рынках. В то же время их головные офисы и коллектив продолжают работать в РФ. Наиболее заметными примерами были московские студии Gaijin Entertainment и Mundfish, внезапно ставшие венгерской и кипрской компаниями соответственно.

За свою короткую карьеру Fntastic успели выпустить кооперативные "выживатели" The Wild Eight и Dead Dozen, сингловую адвенчуру Radiant One и ассиметричный мультиплеер а-ля Dead by Daylight под названием Propnight. Последний оказался наиболее удачным в коммерческом плане, и у братьев-основателей разыгрались амбиции. Что и вылилось в анонс The Day Before.

После анонса разработчики продолжили подогревать интерес аудитории поразительными трейлерами, где демонстрировалась вылазка в сельскую местность и довольно реалистичные поездки автомобиля по бездорожью. Видеоматериалы вызвали скепсис у одних (в памяти еще была жива история с Cyberpunk 2077) и значительный ажиотаж у других. Была объявлена дата релиза в июне 2022 года – это давало основания полагать, что проект разрабатывается уже несколько лет и находится на финишной прямой. Однако после обнародованной даты релиза команда TDB включает режим радиомолчания, объявив лишь об использовании в игре технологий RTS и DLSS и сотрудничестве с Nvidia.

Переносы и желание бесплатной рабочей силы

Продвижение TDB проходило достаточно типично вплоть до мая 2022 года. Когда большинство геймеров уже готовились собственноручно "потрогать" долгожданную новинку, Fntastic объявила новую дату релиза – 1 марта 2023 года. В качестве основной причины было названо обновление в Unreal Engine 5, чтобы сделать игровой процесс "еще более фантастическим". Это был довольно странный шаг: обычно ААА-игры на этой стадии если и откладывают, то всего на несколько недель – максимум месяц – с целью дополнительного шлифования почти готового продукта. Здесь же за месяц до релиза игру откладывают почти на год, причем для адаптации ее к новой версии графического движка. Остальное в случае больших по объему проектов можно даже приравнять к старту разработки фактически с нуля.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: главные новости мира технологий

Однако это было лишь началом откровенно странных шагов со стороны Fntastic. Уже через месяц после переноса разработчик объявил, что ищет "волонтеров", которые помогут завершить TDB. Идею сразу щедро забросали гнилыми томатами: коммерческая компания, которая собирается зарабатывать на игре, причем игре потенциально хитовой, просит людей поработать на них бесплатно. Представители студии неловко оправдывались: мол, имели место трудности перевода и призыв в первую очередь касался их фанатов. Они активно сами наперебой предлагали свои услуги, когда тестировалась новая версия Propnight. Волонтеры должны были работать неполный рабочий день над разными задачами – от локализации до модерирования сообществ – в обмен на крутые, но не выраженные в финансовом эквиваленте вознаграждения.

По воспоминаниям некоторых волонтеров, менеджмент относился к ним крайне плохо, заставлял работать сверхурочно, а за любые неудобные вопросы об игре немедленно указывали на дверь. Мотивация поддерживалась раздачами цифровых ключей и валюты предыдущих проектов студии, а также аргументом, что упоминание об участии в создании TDB повысит привлекательность их резюме – последнее сейчас выглядит особенно комично.

The Day Before. Как россияне совершили одно из крупнейших мошенничеств в игровой индустрии
Источник: Steam

Тучи сгущаются

В начале 2023 года скепсис вокруг TDB достиг пика на фоне отсутствия новых промоматериалов по игре. Чтобы успокоить геймеров, Fntastic объявила, что собирается выпустить новое видео, которое покажет основные элементы игрового процесса и даст четкое представление о состоянии готовности TDB. Однако вместо трейлера разработчики отложили релиз до августа под предлогом юридического конфликта вокруг торговой марки The Day Before с одноименным календарным приложением.

Страница игры в Steam исчезла, однако обоснование все равно выглядело жалким: Fntastic работал над игрой и активно рекламировал ее, предварительно юридически не "застопорив" ее название? Такую ошибку могла допустить молодая инди-студия с первым проектом, но не опытная компания с полдесятком проектов. Очевидно, что якутские игроделы сами поняли, что отмазка выглядит наивной, и заявили, что и так собирались отложить запуск.

В феврале таки была опубликована 10-минутная нарезка чистого геймплея, однако геймеры заподозрили факт монтажа из-за почти полного отсутствия интерфейса. К тому же было отмечено сходство постановки на трейлер зомби-режима Call of Duty: Black Ops Cold War. В то же время исчезло несколько более старых трейлеров – это опять же объяснили судебной волокитой с приложением.

В апреле Fntastic анонсировала возвращение в Steam, новую дату релиза – на этот раз 10 ноября – и проведение бета-тестирования. В последний месяц осени игра действительно вернулась в Steam на фоне новостей о победе в суде, однако геймеров снова заставили подождать – до 7 декабря. И речь уже шла не о полноценном релизе, а о запуске в Early Access. Парадоксально, но даже с густым шлейфом отсрочек, сомнительных шагов разработчика и подозрительными трейлерами TDB все равно вернулась в список самых желанных релизов Steam.

За день до краха

Опубликованное 7 декабря студией Fntastic и издателем Mytona смогло переплюнуть ожидания даже самых больших скептиков, кроме тех, кто вообще считал TDB фейком. Впрочем, они оказались недалеко от истины.

В одной из самых ожидаемых игр Steam было сломано почти все: от сюжета (который здесь представлен только скопированным в Fallout: New Vegas прологом), серверов, которые "легли" из-за наплыва почти 40 000 одновременных игроков (и это в позиционируемом проекте как ММО-шутер), некачественного визуала (некоторые модели были взяты из магазина ассетов Unreal и не подвергались даже минимальному редактированию) до кривой стрельбы, пресного геймплея (в игре про зомби отсутствует рукопашный бой) и нестабильного сетевого кода.

Игроки, которым удалось подключиться, сталкивались с низкой кадровой частотой, независимо от мощности "железа" и выбранных настроек. На мемы мгновенно разобрали забавные случаи графических коллизий, когда голова персонажа внезапно увеличивается до гигантских размеров. Не меньше шуток вызвало и отсутствие даже элементарного паркура – подопечный игрока не может перепрыгнуть и полуметровый забор, поэтому его приходится обходить.

Лишь наиболее оптимистичные тематические блогеры, преимущественно российские, пытались продвигать тезис "это всего на всего Early Access, игру обязательно отремонтируют". Как будто в насмешку над этим Fntastic уже на четвертый день после выпуска объявила, что игра была финансовой неудачей, студия закрывается и дорабатывать ее не будет. Единственной утешительной новостью было то, что серверы продолжат работать по условиям договора с их операторами. TDB мгновенно опустилась на дно самых раскритикованных видеоигр в Steam, трейлеры загадочным образом исчезли с площадок разработчика, продажи прекратились, а издатель Mytona пообещал рефанд всем желающим. За игрой быстро закрепилось прозвище The Day Before Scam (День перед аферой).

The Day Before. Как россияне совершили одно из крупнейших мошенничеств в игровой индустрии
Источник: Steam

Очень вероятно, что в начале якутские игроделы действительно собирались создать амбициозную крупную онлайн-стрелялку об опустошенном вирусом Нью-Йорке и его окрестностях. Как и в свое время руководитель Theranos Элизабет Холмс, они могли исповедовать принцип fake it until you make it. Однако поняв, что откусили больше, чем могут прожевать, Fntastic решили не заморачиваться над созданием хотя бы хорошей игры, а с минимальными затратами сделать кусок кода, похожий на игру, чтобы быстро капитализировать ажиотаж вокруг нее в Steam. Отсюда и использование "волонтеров", стоковых ассетов и дозированная демонстрация трейлеров и скриншотов. Ну а на все жалобы о низком качестве можно парировать, что это не готовая игра, а всего на всего Early Access, а не доделали, потому что обанкротились. В конце концов, многие игры на этой стадии так и не доходят до версии 1.0.

Единственным существенным недостатком этой мошеннической схемы является то, что Steam в течение 30 дней держит деньги у себя на балансе и только по истечении этого срока переводит их на счет разработчика. Скорее всего, это правило было введено после неприятного опыта с другими провальными запусками, когда пользователи массово оформляли возврат средств. Поэтому с большой долей вероятности российские горе-творцы заработают гораздо меньше, чем надеялись. Согласно слитной в сеть внутренней переписке, рефанд оформили около половины покупателей – сейчас эта цифра может быть больше.

Нельзя сказать, что мошеннические видеоигры раньше не выходили. Было немало подделок под инди, которые создавались для генерации карт в Steam и их последующей продажи. Однако TDB – первый случай, когда мошенническая игра мимикировала под ААА. И если ее создатели смогут избежать юридической ответственности, подобных подделок может стать гораздо больше.