Торговля лицом на миллионы: как приложение киевских стартаперов Reface завоевало мир
Украинское приложение Reface вышло на первое место в AppStore
Содержание:
  1. С чего все начиналось
  2. Эпоха глубоких фейков
  3. Вирусный эффект
  4. Успех в креативе
  5. Деньги на подписке
  6. Кто стоит за Reface
  7. Послезавтра 

На прошлой неделе приложение украинских разработчиков Reface заняло первое место в американском App Store в категории "Развлечения". На этой неделе приложение стало лидером уже всего американского App Store. Приложение появилось в App Store и Google Play семь месяцев назад, и уже успело побывать в топе скачиваемых в сотне разных стран. Но успех на американском рынке — самый значимый, признают в компании.

Корреспондент Liga.Tech поговорил с CEO Reface Романом Могильным о том, как вывести приложение в топ всего App Store и сколько можно на этом заработать.

С чего все начиналось

В 2011 году выпускники Киево-Могилянской академии Роман Могильный, Олесь Петрив и Ярослав Бойко основали ML-стартап Neocortext. Технологии машинного обучения только набирали популярность. Neocortext занимался самым перспективным направлением – распознаванием текстового и визуального контента. 

CEO Reface Роман Могильный
CEO Reface Роман Могильный

Эпоха глубоких фейков

В 2018 году заказчик (его имя не раскрывают) предложил компании разработать алгоритм для замены лиц на фотографиях. Команда впервые столкнулась с технологией deepfake и увидела в этом перспективную нишу. 

Первая версия приложения называлась Reflect, потом Doublicat. Со временем приложение вместе с компанией переименовали в Reface.

Продукт начинался с замены лиц на фото. Со временем добавились GIF-ки, а теперь технология может работать с видео. На замену лица уходят секунды. Пользователь загружает снимок, приложение превращает основные черты его лица в данные и отправляет их в облако, где нейросеть накладывает лицо на выбранный пользователем контент.

По сравнению с большинством дипфейков в Reface используют более продвинутую технологию. Обычно, чтобы создать с помощью нейросети модель лица человека, нужен большой массив его фотографий. Разработчики Reface создали универсальную нейросеть, которая может работать с разными лицами и создавать их цифровые модели за секунды. В планах — научить нейросеть делать это в режиме реального времени.

Достичь высокого разрешения изображений позволяет технология генеративно-состязательных нейросетей (GAN, generative adversarial network). Одна часть алгоритма — генератор — участвует в создании изображения, а вторая — дискриминатор — учится распознавать подделку. Генератор постоянно улучшает изображение до тех пор, пока дискриминатор не перестанет видеть в нем подделку. На этом этапе дипфейк достаточно хорош для того, чтобы человек увидел в нем "обычное" фото.

 Такой подход позволил обезопасить от копирования гигантами с форой в несколько лет. Могильный уверяет: все продукты конкурентов дают более низкое качество изображения.

Reface нельзя использовать для создания фейковых фото и видео с целью обмана или манипулирования — приложение работает только с открытой базой медиаконтента.

Вирусный эффект

Благодаря интересному продукту стартап получил премию на Product Hunt, попал на страницы The Verge, Forbes, Mashable и других популярных американских, российских и украинских медиа. Но настоящую славу ему принесли инфлюенсеры и виральный эффект.

В июне у приложения было несколько миллионов загрузок. После того как разработчики улучшили технологию замены лиц, приложение попробовали продвигать уже проверенным методом — с помощью инфлюенсеров. На этот раз темп роста популярности был гораздо выше. Блогеры писали о приложении бесплатно — благодаря улучшенной технологии сработал вирусный эффект. О приложении написали Снуп Догг, Бритни Спирс, Майли Сайрус, Илон Маск, Крис Браун, Дуа Липа.

Торговля лицом на миллионы: как приложение киевских стартаперов Reface завоевало мир
Один из самых вирусных постов с Reface — от Илона Маска

Контентом, сделанным с помощью Reface, пользователи делятся в соцсетях в 65% случаев. Скорость роста базы впечатляет. Приложение запустили в начале года. В середине августа у него было 20 миллионов загрузок, в конце — 33 миллиона. В Reface ожидают, что общее количество скачиваний превысит сотни миллионов.

Успех в креативе

Помимо пользовательского продукта технология замены лиц используется в креативной индустрии. 

Благодаря партнерству с Reface пользователи приложения сети кинотеатров Multiplex смогли добавлять свое лицо на постеры фильмов. Как рассказал Роман, в первый месяц через приложение было загружено больше постеров, чем продано билетов в сети. Удачная интеграция помогла приложению Multiplex взлететь в рейтингах App Store и Google Play.

Торговля лицом на миллионы: как приложение киевских стартаперов Reface завоевало мир
Киноселфи Multiplex

Компания Artificial Talent, которая разрабатывает технологию для виртуальной примерки одежды на 3D-модели, с помощью Reface решила вопрос добавления лиц в приложение.

В коллаборации с брендом косметики Vivienne Sabo стартап реализовал технологию замены лиц на танцовщицах кабаре. Пользователи загружали свои фото и видели себя в новом образе. Возможностью воспользовались 400 000 участниц, а органический охват роликов в соцсетях составил 10 млн пользователей. 

Деньги на подписке

На пути от стартапа Neocortext к сегодняшнему успеху Reface компания разработала несколько технологий, занималась аутсорс-решениями, продавала услуги креативной индустрии. Компания переживала взлеты и падения бизнеса. Когда-то основатели работали на других работах, чтобы инвестировать в свой проект, в другие моменты он окупал себя самостоятельно. В технологию вкладываются до сих пор. 

Сегодня у компании есть три источника доходов: подписка на премиальную версию приложения ($2,5 в неделю, $3,99 в месяц и $24,99 в год) и реклама в приложении Reface, второй — сотрудничество с продакшн-студиями с продуктом Reface Studio (стоимость определяется индивидуально с каждым клиентом) и третий — партнерства с креативной индустрией. Могильный не раскрывает цифры дохода, но говорит, что основные деньги компания получает от подписчиков. 

Платные пользователи проводят в приложении в полтора раза больше времени, чем те, кто не подписался. Роман говорит, это указывает на ценность, которую дает подписка. 

От вопросов об акционерах и инвестициях CEO Reface уклоняется. По данным издания AIN.UA, в апреле этого года проект привлек деньги от нескольких инвесторов. Сумма сделки не разглашается, но издание оценивает порядок инвестиций от миноритарного инвестора Adventures Lab в сумму от $300 000 до $500 000. Роман называет сделку "неподтвержденной".

Кто стоит за Reface

У Reface уже есть американская компания, но они всегда подчеркивают свое украинское происхождение. "Открещиваться от своего дома — последнее дело. Мы простые ребята из Украины, у которых начинает что-то получаться", — говорит Могильный.В проекте уже работают около 60 человек и команда продолжает расти. Команда Reface находится в Киеве. Могильный уверен, что собрал лучшую ML-команду в Украине.

Торговля лицом на миллионы: как приложение киевских стартаперов Reface завоевало мир
Часть команды Reface

"Олесь Петрив — один из лучших ML-специалистов в мире в этом домене. Его с интересом слушают коллеги на OpenAI-митапах", — говорит Могильный. OpenAI — некоммерческая компания, исследующая ИИ; её запустили и финансируют предприниматель Илон Маск и президент венчурного фонда Y Combinator Сэм Альтман.

По мере роста компании к трем основателям добавлялись другие. Денис Дмитренко примкнул в 2013 году. До стартапа он имел большой опыт в консалтинге и в управлении. Кирилл Сыгыда с маркетинговой экспертизой присоединился к Reface в 2018 году. Иван Алцибеев присоединился в 2019 году, усилив команду продуктовой экспертизой. Бывший управляющий партнер в венчурном фонде Дмитрий Швец также присоединился к стартапу в 2019 году. 

Послезавтра 

"Планируем развивать текущие технологии и создавать новые. Некоторые из них будут суперновинками на рынке", — говорит Могильный.

CEO Reface говорит, что их команду вдохновляли такие проекты, как Prisma, MSQRD (в 2016 компанию купил Facebook) и Looksery (в 2015 году компанию купил Snapchat за $150 миллионов). "Они показали всему миру, что можно находиться в Украине или Беларуси и делать что-то грандиозное", — говорит Могильный.

Могильный уверяет, что продавать свой проект сейчас не планирует. Он не верит, что кто-то из IT-гигантов предложит стартапу сделку с таким количеством нулей, что основатели забудут о своих планах.

"Вначале нам все говорили, чтобы мы занялись чем-то нормальным, ведь маски уже есть в Snapchat, Facebook. С новыми нишами так всегда. Но в итоге мы оказались правы со своей верой в то, что из этого можно построить новый рынок", — заключает CEO Reface.