Содержание:
  1. Ученик, превзошедший мастера
  2. Отставка отцов-основателей и короткое золотое время
  3. Стагнация и самоповторы
  4. Что дальше

Бобби Котику не удалось завершить свое пребывание в должности СЕО Activision Blizzard мажорным аккордом. Modern Warfare 3, новая итерация главного актива компании – серии Call of Duty – не только получила очень негативные отзывы от прессы и игроков (к этому ей не привыкать уже лет пять), но и умудрилась уступить Hogwarts Legacy первое место в списке главных бестселлеров года Великобритании и США. Случаи, когда такое случалось за последние 12 лет, можно сосчитать по пальцам одной руки.

Теперь, когда сделка между Microsoft и Activision Blizzard окончательно одобрена, серию шутеров, вероятно, ожидает пауза и серьезные изменения. По этой причине Liga.Tech вспоминает непростой путь одного из главных блокбастеров от мира видеоигр.

Удивительный успех, упадок и новая техдиректор. История игры Call of Duty
Источник: Activision

Ученик, превзошедший мастера

История знает немало случаев, когда разработчики собирались делать "убийцу" той или иной популярной видеоигры или серии. Call of Duty принадлежит к небольшой когорте тех, кому это действительно удалось.

"Отцами-основателями" серии CoD стал дуэт геймдизайнеров Джейсона Венса и Винса Зампеллы. Оба работали в студии 2015 Inc и приложили руку к игре Medal of Honor: Allied Assault. Она имела критический и коммерческий успех, а многие геймеры считают ее лучшей в серии Medal of Honor (MoH). Стремление к большей творческой независимости и справедливому начислению роялти привели к тому, что Зампелла и Вест вместе с рядом коллег простились с ЕА и перешли под крыло Activision Blizzard. Они основали студию Infinity Ward и приступили к разработке первой Call of Duty, вышедшей уже в 2003 году.

На первых порах сообщество относилось к игре достаточно скептически, называя ее просто клоном MoH. Игры действительно имели немало похожего, однако CoD 1 имела много своих собственных фишек. Главной считается возможность повоевать не только за американского солдата, но также за британского и советского. Проект получил очень хорошие отзывы и продажи, так что стало очевидно, что у шутера ЕА появился серьезный конкурент.

Уже два года спустя вышел полноценный сиквел, в котором разработчики подтянули графику (использовалась модифицированная версия движка Quake III) и впервые представили регенерацию. Если протагонист получал слишком много вреда, ему не стоило искать аптечку – он мог несколько секунд отсидеться в укрытии, пока не восстановится здоровье. Любители жанра жаловались, что эта механика способствовала увеличению динамики перестрелок, но сделала геймплей слишком аркадным.

CoD 2 тоже имела хорошие критические и коммерческие результаты. Она присутствовала в стартовой линейке XBOX 360 и стала одним из первых крупных бестселлеров на этой платформе. В Activision решили, что пора масштабировать успех, и поручили разработку триквела студии Treyarch, которая до этого занималась только дополнениями к двум предыдущим частям.

Зампелла и Вест вовремя почувствовали, что эпоха популярности шутеров о Второй мировой войне подходит к концу, а потому пошли с четвертой частью на эксперимент – перенесли действие в современность. После этого "Зов долга" окончательно положил на лопатки "Медаль": выпущенный в том году Airborne, хоть и был достойной игрой, Modern Warfare (MW) не оставила ему никаких шансов. Собственно, Call of Duty – это единственная франшиза, которая начиналась и развивалась как серия о Второй мировой и при этом смогла найти себя за пределами этого сеттинга. Той же Medal of Honor или Brother in Arms это не удалось.

Знаковой "четверку" сделал и тот факт, что именно в ней окончательно сформировался концепт мультиплеера серии CoD: динамические и насыщенные перестрелки на небольших картах. Получался такой себе Quake III в антураже милитари-боевика, однако для удержания игрока еще на сотню-другую часов MW имел систему прокачки, кастомизацию оружия и перков и награды за киллстрики – серии убийств оппонентов. Чем длиннее серия, тем солиднее награда. Все последующие итерации СoD будут отталкиваться от этой формулы, добавляя в нее преимущественно косметические и незначительные правки.

Удивительный успех, упадок и новая техдиректор. История игры Call of Duty
Источник: Infinity Ward

Отставка отцов-основателей и короткое золотое время

Выпущенный в 2009 году CoD MW2 окончательно наделил серию статусом блокбастера от мира видеоигр. Общие продажи игры перемахнули отметку в 25 млн копий, ее активно обсуждала не только профильная пресса. Значительную огласку получила миссия No Russian, в которой протагонист в качестве агента под прикрытием принимал участие в теракте в придуманном московском аэропорту. Поэтому игру сначала захотели запретить к продаже на территории РФ, но в конце концов одобрили при условии блокирования этой миссии.

Однако уже весной 2010 года стало известно, что Infinity Ward и Activision Blizzard всерьез побили горшки. Руководство студии обвиняло издателя в невыплате предусмотренных контрактом бонусов. Компания Бобби Котика, в свою очередь, обвиняла разработчика в нарушении субординации и условий этого самого контракта. Позже игровые издания узнали от инсайдеров, что дуэт руководителей уже давно был разочарован сотрудничеством с Activision Blizzard. Основная их претензия касалась привлечения к работе над серией посторонних студий. Вроде бы они даже начали присматриваться и проводить переговоры с другими издателями, о чем узнали в Activision Blizzard и указали боссам Infinity Ward на дверь.

Уже в том же году произошло возвращение блудного сына от индустрии видеоигр: Вест и Зампелла вернулись под крыло ЕА, основав новую студию Respawn Entertainment (RE). Туда же перешли немало топ-менеджеров и просто опытных работников Infinity Ward. Геймдизайнеры подали в суд на бывшего работодателя с требованием выплатить им $36 млн роялти и передать права на подсерию Modern Warfare. Спор был урегулирован мировым соглашением, в рамках которого Вест и Зампелла получили неразглашенную сумму денег и отказались от претензий на бренд MW. Повторить свой подвиг десятилетней давности им не удалось. Впрочем, у RE все сложилось хорошо: они выпустили едва ли не лучшую игру по Star Wars от "электроников" – Jedi: Fallen Order, а также крайне симпатичную, однако неуспешную финансово дилогию Titanfall.

Хотя Activision Blizzard не стала закрывать Infinity Ward и наняла туда новых работников, оправиться от увольнения учредителей студия так и не смогла. Новым ведущим разработчиком серии стала команда Treyarch, которая еще недавно воспринималась не слишком талантливым подмастерьем Infinity Ward. Однако CoD Black Ops доказала всю глубину ошибочности этой позиции. Это была едва ли не первая часть, которая всерьез отнеслась к сюжету. Да, это был типичный остросюжетный боевик, но на фоне предшественников его грамотно выделяла постановка как самой истории, так и непосредственно миссий. Не обошлось без даже действительно интересных и почти неожиданных сюжетных твистов. Дополнительно подкупал тот факт, что в нарратив вплетались вполне реальные события 60-х типа Операции в Заливе свиней, Тетского наступления или покушения на Кеннеди.

За первые пять дней после релиза Black Ops заработала $650 млн, что стало рекордом для своего времени, а общее количество проданных копий достигло 30 млн. Скорее всего, где-то в этот момент в руководстве Activision Blizzard поняли, что франшиза в надежных руках и пора запускать конвейер.

Удивительный успех, упадок и новая техдиректор. История игры Call of Duty
Источник: Treyarch Games

Стагнация и самоповторы

Нельзя сказать, что CoD смогла очаровать абсолютно всех. Шутер часто и справедливо критиковали за "тупенький" искусственный интеллект соперников, устаревший графический движок, из которого выдавили все соки, коридорность сюжетных кампаний и минимальное развитие мультиплеера. Громче критика станет, когда ЕА начала активнее вкладывать ресурсы в свою серию Battlefield. MW3 и Battlefield 3 выглядят играми из разных поколений.

На первых порах Activision Blizzard удавалось маскировать это зрелищной постановкой и мощным медиаресурсом. К озвучке или продвижению новых итераций привлекались голливудские звезды типа Гарри Олдмана, Роберта Дауни-младшего, Кита Харрингтона, Криса Эванса, Кевина Спейси, Дэнни МакБрайда и т. д. В рекламных роликах и трейлерах можно было услышать классические хиты от Rolling Stones, Эминема, AC DC, Metallica, Дэвида Боуи и других.

Серьезным негативным фактором являлось желание Activision Blizzard выпускать новые части на ежегодной основе. Если не принимать во внимание разнообразные спортивные симуляторы, CoD была единственной крупной франшизой, получавшей новую итерацию каждый год. Похожий подход попробовала и Ubisoft со своей серией Assassin's Creed, но после неудачи Syndicate сдалась.

Эстафета разработки поочередно переходила между Treyarch Games, Sledgehammer Games и Infinity Ward, которым помогали разнообразные дочерние студии типа Raven Software. Однако даже с таким подходом разработчик должен был садиться за разработку новой части сразу после того, как отдал в печать предыдущую. Подобная гонка с графиком не только утомляла, но и не оставляла времени на сочинение и испытание новых идей.

По мнению большинства геймеров, хоть какая-то оригинальность в CoD загнулась после Black Ops 2. Там сюжетная кампания разворачивалась в двух временных линиях: 80-х годах ХХ века и в скором будущем. Также в игре попытались реализовать элементы нелинейности и добавили целых шесть разных окончаний.

После этого серия начала заигрывать с футуризмом, затем дважды вернулась к теме Второй мировой, а последние пять лет занимается ремейком Modern Warfare и первой Black Ops.

Конечно, CoD продолжала делать стабильно высокую кассу и возглавлять рейтинги бестселлеров. Этому способствовало формирование вокруг игры статуса феномена индустрии развлечений в целом. Купить и поиграть в новую часть боевика для многих западных геймеров стало такой же традицией, как сходить на фильм Marvel или посмотреть финал Суперкубка. Однако такое положение вещей не могло продолжаться бесконечно.

Что дальше

Microsoft пока не делится своими планами на серию Call of Duty. Вероятно, серия откажется от ежегодного выпуска, ведь корпорацию интересуют не показатели отдельно взятой видеоигры, а продвижение своего сервиса Game Pass.

Достоверно известно, что к дальнейшему развитию культового виртуального боевика присоединится специалистка с украинской фамилией – на днях стало известно, что новым техническим директором Activision стала Наталья Татарчук. Ранее она работала над проектом Wata Tools для движка Unity и была руководителем графического отдела в студии Bungie.