В зоне риска – почти все. Как искусственный интеллект повлияет на сферу разработки игр
Ажиотаж вокруг нейросетей и чат-ботов не мог обойти и индустрию видеоигр. Сейчас речь идет только о маркетинге: в начале мая авторы ремейка игры System Shock выложили сгенерированное сервисом Midjourney изображение SHODAN, являющегося главным антагонистом серии и искусственным интеллектом.
Look at you, hacker: a pathetic creature of meat and bone. Your body, weak, fragile.
— System Shock (@SystemShockGame) April 28, 2023
How can you challenge a perfect machine?
Imagine, how would my immortal body look like?
Designed by an immortal machine for an immortal machine.#SHODAN #SystemShock #midjourney #rogueAI pic.twitter.com/i4Gwi2bpdQ
Дальнейшее включение нейросетей непосредственно в процесс разработки вызывают противоречивые ожидания. Они могут ликвидировать явление переработок, особенно распространенное в сегменте высокобюджетных игр. При этом существуют опасения, что работать сверхурочно будет просто некому, ведь искусственный интеллект может заменить собой большое количество специалистов и целые отделы в игровых студиях.
О первых наработках крупных игровых компаний в этой сфере и возможных последствиях для игроков – в материале Liga.Tech.
Первые блины. Нейросети будут работать над артами и NPC
В числе первой интеграции нейросетей в процесс разработки видеоигр заинтересовалась студия Blizzard. Она уже подала заявку на патент технологии, которая предполагает создание искусственного интеллекта арт-дизайна для дальнейшего использования в видеоиграх студии.
Согласно описанию в заявке, художник будет давать ряд примеров иллюстраций, чтобы тот понимал, в каком стиле следует генерировать арт-дизайн. После обработки всех данных нейросеть будет создавать полноценную 3D-модель: строит скелет, затем накладывает на него текстуры и отдельные детали.
Впрочем, это не значит, что Blizzard уже в скором времени создаст свою версию Midjourney, которая будет рисовать новые модели орков и эльфов для World of WarCraft или Hearthstone. Тестирование и запуск подобной системы может занять много времени, а то и вообще не состояться. Заявка на патент означает желание разработчика "застолбить" за собой определенную перспективную технологию или разработку, но она еще не гарантирует ее практическое применение.
Другой крупной видеоигровой компанией, которая всерьез заинтересовалась использованием инструментов на базе ИИ и машинного обучения, стала Ubisoft. Соответствующие планы она представила в финансовом отчете за 2022-2023 годы.
Первой представленной общественности разработкой французов в этой сфере стал инструмент Ghostwriter. В первую очередь он предназначен для работы с репликами NPC, которые те выкрикивают в случае срабатывания определенного триггера. На жаргоне нарративных дизайнеров они называются "лаем". Ghostwriter позволит сгенерировать десяток разных вариантов одной и той же реплики в зависимости от заданных условий. Инструмент должен значительно упростить для сценаристов обработку этих реплик перед передачей в отдел озвучки игр.
Ubisoft хочет поддерживать реноме наиболее технологичной компании индустрии и неоднократно пыталась адаптировать самые обсуждаемые новинки в своих играх. Издатель неоднократно выражал свою заинтересованность в NFT и уже в декабре 2021 года представил проект Ubisoft Quartz. В ответ на массированную критику сообщества топ-менеджеры долго заявляли, что геймеры просто не понимают ценность невзаимозаменяемых токенов. Однако уже в середине 2022 года было объявлено, что компания пока только "интересуется" этой темой, фактически признав провал замысла с блокчейном.
Новые возможности или скрытые угрозы?
Внедрение систем искусственного интеллекта и машинного обучения потенциально может стать новым прорывом для игровой индустрии – на уровне перехода к полноценному 3D, бесшовным игровым мирам или адаптации технологии motion capture, позволившей создавать по-настоящему кинематографический опыт в видеоиграх.
Схожие системы помогут создавать более разветвленные и содержательные диалоги с минимумом затраченных ресурсов. Даже у лучших студий, работающих с жанром RPG, персонажи выглядят истуканами с набором заранее подготовленных реплик. Технология пригодится не только создателям более классических RPG, где присутствуют только текстовые диалоги, ведь ее можно объединить с синтезаторами языка.
Нейросети в теории могут сделать поведение NPC более правдоподобным. Определенные наработки здесь есть у студии Monolith со своей системой Nemesis, которая представлена в дилогии Shadow of War/Mordor. Ее суть состоит в генерировании соперников с уникальными именем, внешностью, особенностями и фразами. Между ними и протагонистом формируется нечто вроде истории взаимоотношений, что находит отражение в игре. Например, если тяжело раненый игрок убежит от такого врага, то при следующей встрече тот будет обзывать игрока трусом.
Систему Nemesis можно значительно улучшить с помощью нейросетей и распространить на множество жанров. Например, в триллерах типа Resident Evil система будет изучать поведение игрока на одной из локаций и на основе этого изменять тактику врагов на следующей. Это же все может значительно повысить реиграбельность игр.
Кроме того, нейросети могут значительно разнообразить виртуальные миры и их жителей. Дизайнерам будет достаточно задать определенный набор параметров, а затем выбирать наиболее удачные варианты из десятков тысяч предложенных ИИ. На практике это будет означать, что игрок больше не будет встречать клонов, отличающихся только шляпой или формой усов, на улицах игровых городов. Особенно это может пригодиться создателям инди-игр и проектов среднего калибра, которые не могут позволить себе большой штат художников и дизайнеров.
По всей вероятности, использование ИИ ограничится исключительно процессом создания игр. Несмотря на развитие технологий, он продолжает содержать большую часть однообразной и репетативной работы, которую можно переложить на плечи ботов.
Разработчики часто жалуются на то, что даже при наличии большой команды тестеров они могут "прогонять" ограниченное количество раз. Поэтому о некоторых багах или ошибках они узнают уже после релиза, когда доступ к игре получают миллионы игроков. Поэтому они бы не против появления ботов-тестеров, которые смогут "прогонять" игру от начала до конца миллионы раз, пока не будет найден малейший баг. Некоторые из обозревателей индустрии вообще ожидают в будущем платформу, которая будет на основе описания пожеланий игрока генерировать моды для игр.
В зоне риска почти все: от программистов и тестеров до художников и сценаристов, особенно среди начинающих. По данным портала Rest of World, многие китайские иллюстраторы видеоигр начали сталкиваться с уменьшением заказов с апреля текущего года.
Работа искусственного интеллекта также вызывает немало вопросов в области защиты авторского права. По сути сервисы типа Midjourney не создают ничего нового, а лишь выводят среднее значение на основе запроса и десятков тысяч обработанных изображений из сети. Плюс непонятно, как обеспечивать соблюдение авторского права для креативов нейросетей. Многие обозреватели опасаются, что нейросети могут лишь привести к лавине однообразных низкокачественных игр.
Больше ясности по поводу роли искусственного интеллекта мы получим только с течением времени. Но уже сейчас можно сказать, что массажные кресла так и не смогли вывести из бизнеса массажистов.