Космические полеты меняют мозг астронавтов – исследование
Фото: Unsplash

Длительные миссии и частые полеты в космос могут негативно влиять на мозг астронавтов. Об этом говорится в исследовании, опубликованном в Scientific Reports.

Предыдущие исследования показали, что космические полеты могут вызвать значительные изменения в человеческом мозге. Изучение этих изменений и их потенциальных последствий может стать ключом к успеху будущих миссий, таких как запланированные многолетние путешествия на Марс.

Наиболее устойчивые изменения в мозге, связанные с космическими полетами, которые пока обнаружены, заключаются в том, что полости мозга, известные как желудочки, могут увеличиваться на 25%. Желудочки заполнены спинномозговой жидкостью, помогающей защищать, питать и выводить отходы из мозга. Отсутствие гравитационного тяготения приводит к тому, что мозг смещается вверх в черепе и заставляет желудочки расширяться.

Остается неизвестным, какими могут быть долговременные последствия этого расширения желудочков. Одной из загадок этого явления является то, зависит ли оно от таких факторов, как продолжительность миссии, количество предыдущих полетов или время между миссиями. Чтобы узнать это, ученые просканировали мозг 30 астронавтов с помощью МРТ до и после космического полета. Они проанализировали восемь астронавтов, побывавших в двухнедельных миссиях, 18 – в шестимесячных миссиях, и четырех – в более длительных миссиях продолжительностью до одного года.

Ученые обнаружили, что более длительные космические полеты приводили к большему отеку желудочков, большая часть этого процесса происходила в течение первых шести месяцев пребывания в космосе.

Ученые также обнаружили, что период менее трех лет между космическими полетами может быть недостаточным для того, чтобы желудочки успели полностью восстановиться до того состояния, в котором они были до космического полета. Эти выводы могут повлиять на планирование будущих космических миссий. Однако медицинские последствия такого расширения желудочков остаются неизвестными.