Большим изменениям обычно предшествуют знаковые события, которые принято называть "звоночками". Одним из таких "звоночков" является история с блокировкой аккаунтов экс-президента США Дональда Трампа в Twitter, Facebook, Instagram и YouTube – то есть на тех ресурсах, которые все чаще называют "пятой властью". 

Как известно, власть – это возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению. А одними из основных источников власти (по Максу Веберу) являются насилие и право, легализующее применение этого насилия.   

 

Исходя из этих определений, блокировку аккаунтов Трампа в соцсетях можно рассматривать как прямое доказательство того, что соцсети и сетевые сервисы действительно становятся "пятой властью". 

По сути дела, эта блокировка была сделана вопреки воле Трампа и стала актом насилия над экс-главой могущественного государства. Причем для обоснования применения такого "насилия", владельцы соцсетей и сетевых сервисов опирались на установленные ими же самими правила и положения. 

Именно в этом реализованном праве на насилие кроется коренное отличие "пятой" власти от "четвертой" власти (так  метафорически называют средства массовой информации). Ведь СМИ – это инструменты ВЛИЯНИЯ на общество, которые не имеют в своем арсенале никаких средств насильственного ПРИНУЖДЕНИЯ к чему-либо, а оттого не являются властью ни де-юре, ни де-факто. 

Владельцы соцсетей и сетевых сервисов такой властью обладают. Да, только в рамках своих виртуальных сообществ. Но в этих сообществах зарегистрированы миллиарды реальных граждан разных стран. И эти реальные люди проводят в построенном для них виртуальном мире очень много времени своей реальной жизни.

 

Если продолжать аналогии, любую социальную сеть можно сравнить с виртуальным государством, в котором есть, например, Twitter-граждане или Facebook-граждане. Есть администрация с контрольными, судебными и карательными функциями. Есть средства исполнения наказания – временная блокировка аккаунта (больше всего напоминающая тюремное заключение без права общения и переписки с остальными Twitter-гражданами) или пожизненный бан (прямая аналогия смертной казни в Twitter-мире). 

Своих денег в таких виртуальных государствах пока нет, но это вопрос ближайшего будущего. Пока что регуляторные органы США смогли в последний момент воспрепятствовать появлению таких денег в Telegram (проект TON c криптовалютой GRAM) и в Facebook/Instagram (криптовалюта LIBRA). 

Тем не менее, все это больше похоже на временную остановку процесса появления собственных транснациональных криптовалют в соцсетях, чем на полный отказ от  реализации таких проектов. 

При этом блокировка аккаунтов и даже собственная валюта – это далеко не самые главные источники силы "пятой власти". Не все пользователи соцсетей и бесплатных сетевых сервисов хорошо понимают, что находятся под постоянным "колпаком" и являются объектами круглосуточного автоматического наблюдения и анализа поведенческих характеристик. Что их личностные портреты могут быть уже составлены и типизированы. Что их предпочтения зафиксированы, реакции на различные типы информации изучены и могут быть предсказаны.

 

Что их дружеские и профессиональные связи в соцсетях могут быть превращены в паутину многомерных графов, а стиль и содержание общения в соцсетях, лайки и шеры, посты и комменарии могут быть пропущены через хорошо обученные машинные модели, позволяющие выявить истинные мотивы поведения, в которых люди могут не признаваться даже самим себе. 

Нужно ли этого бояться? Думаю – нет.

Скорее, нужно воспользоваться пониманием сегодняшней ситуации для того, чтобы не пропустить возможности завтрашнего дня. И не откладывая сформировать повестку дня на ближайший 2021 год именно с учетом усиления "пятой власти" во всем мире. 

С позиций отдельного индивидуума – нужно учитывать, что оруэлловская модель "большой брат следит за тобой" может быть алгоритмизирована, и продумать такую модель своего "сетевого" поведения, которая не позволит даже хорошо обученным  алгоритмам манипулировать вашей личностью. 

С позиций бизнеса – нужно продолжать тренд 2020 года максимально возможного ухода в "цифру", внимательно следить за всем, что предлагают соцсети и сетевые сервисы для усиления продаж и улучшения репутации, а потом использовать это первыми – иначе конкуренты раньше вас выйдут на новых клиентов и заберут ваших существующих клиентов. 

И готовиться к появлению возможностей для работы во всем мире, которые принесут транснациональные криптовалюты, интегрированные в социальные сети и сетевые сервисы. 

С позиций государства – отважиться на быструю легализацию криптовалют, решиться на создание налоговых гаваней для новых digital-методов ведения бизнеса и сделать все возможное  для укрепления своей собственной IT-отрасли, чтобы в новом мировом распределении труда занять место не только мировой житницы, но и равноправного игрока в создании будущей цифровой реальности. 

Можно, конечно, ничего не делать и не обращать внимания на первый, второй и третий "звоночки" перед началом премьеры нового мирового порядка. 

Но в этом случае  можно рассчитывать только на самые дешевые места на галерке зрительного зала.