Волшебство Ахметова. Кабмин разрешил Укртелекому стать мобильным
Ринат Ахметов (фото - EPA)
Содержание:
  1. Раскопал, украл, выпил
  2. Процесс пошел
  3. Предохранитель катастрофы
  4. Куда идет Укртелеком?

Кабмин с подачи Национальной комиссии по вопросам регулирования связи принял вчера важное постановление, которое должно немного облегчить жизнь самого богатого человека Украины - Рината Ахметова. Правительство разрешило оказывать услуги фиксированной местной телефонной связи на базе мобильных сетей. Крупнейшей компанией, которая их предоставляет, является Укртелеком. Он обслуживает 3,6 млн абонентов.  В основе его старых сетей лежит медный кабель, который сейчас активно разворовывается вандалами. По данным Укртелекома, только за 2018 год было зафиксировано 22 000 краж.

Раскопал, украл, выпил

По словам директора по коммуникациям компании Михаила Шуранова, восстанавливать кабель после вырезов очень затратно. “И естественно дешевле и безопаснее дать абоненту телефон с сим-картой”, - уточнил он. 

Дошло до того, что фиксированная связь практически полностью пропала в некоторых городах (Марганец Днепропетровской области) и отсутствовала даже в некоторых местах в Киеве. В общей сложности в середине 2018 года около 400 тысяч линий были недоступны из-за краж.

Чтобы каким-то образом выруливать из этого кризиса, СЕО компании Юрий Курмаз решил договориться с телеком-регулятором и попробовать подключать стационарные телефоны через 3G-сеть Тримоб. Мобильную сеть компании Рината Ахметова так и не удалось продать. И ее нужно как-то утилизировать.  

Процесс пошел

Эксперимент удался. На первом этапе он был проведен в городах с наибольшими кражами -  Марганец, Синельниково, Желтые Воды. А на втором этапе к тесту были подключены Киев, Харьков, Запорожье, Днепр, Ирпень. Сейчас эксперимент расширился на почти 250 сел, где у Укртелекома местная связь генерирует больше всего затрат и балансирует на грани рентабельности. 

“В общей сложности сейчас услугой пользуются более 1600 абонентов”, - рассказывает Михаил Шуранов.

После того как Кабмин разрешил превратить эксперимент в коммерческий проект, количество абонентов, которых Укртелеком собирается обслуживать по мобильной сети, многократно возрастет. “Мы ожидаем, что количество абонентов этой услуги будет в пределах одного-двух десятков тысяч”, - предполагает Шуранов. И, видимо, это не предел.

Услуга работает следующим образом. По заявке абонента стационарный телефонный аппарат заменяется на новый, беспроводной. Его аренда стоит 1 грн/мес. Внутри у него сим-карта ТриМоб. Карточка работает в национальном роуминге сети Vodafone. Абонентский номер, тарифный план останутся неизменными. Звонки будут осуществляться как с обычного стационарного телефона: номера набираются в национальном формате (с кодом города); когда идет исходящий звонок - собеседник видит номер стационарного телефона.

Сама по себе возможность оказывать универсальную услугу (а местная связь таковой является) связи без привязки к проводной сети развязывает руки менеджерам Ахметова. Ведь по закону Укртелеком не может отказаться от предоставления услуг местной связи, даже если обслуживание линии является нерентабельным. 

Предохранитель катастрофы

Самый главный трюк может заключаться в том, что теперь нерентабельные абоненты могут быть переброшены на мобильную сеть. Тримоб не предоставляет широкого покрытия. Но обширная партнерская сеть Vodafone позволяет разместить настольный радиотелефон практически в каждом селе. 

Это может уберечь Укртелеком от катастрофы. Ведь количество активных линий очень быстро уменьшается не только из-за краж кабеля, но и ввиду того, что абоненты просто отказываются от домашних телефонов. Например, по итогам первого полугодия 2018-ого у компании было 4,3 млн абонентов, а состоянием на конец первого квартала 2019 - уже только 3,6 млн. Но размер инфраструктуры, который приходится поддерживать телеком-компании, не меняется. Это все те же АТС, старые распределительные шкафы возле домов, медные кабели и так далее. Соответственно, затраты сохраняются, а доходная база испаряется. 

НКРСИ практически ежегодно поднимает граничные тарифы на фиксированную местную связь, позволяя Укртелекому повышать тарифы. Сейчас средний чек в массовом сегменте уже составил 62 грн. Это больше, чем средний чек у таких мобильщиков как Киевстар и Vodafone. Выше Укртелекома чек только у lifecell. При этом сервис мобильщиков куда привлекательнее. Они подключают не громоздкие телефоны, лежащие на столах, а ультрасовременные смартфоны по мобильной связи.  

Все этого говорит о том, что темпы оттока у Укртелекома могут только увеличиться. И нужно было придумать предохранитель, который бы позволил этому процессу протекать более гладко. Придумали.

Впоследствии, если компании удастся перевести большое количество абонентов на мобильную сеть, старую инфраструктуру оператор может просто продать, пока ее не разворовали. В принципе он и сейчас постепенно распродает активы старой сети. Так, например, за первый квартал 2019 года Укртелеком продал на металлолом кабеля на 56 млн грн и оборудования, старых АТС - еще на 51 млн грн. 

Куда идет Укртелеком?

Будущее местной телефонии - дополнительная услуга к оптоволоконному интернету, который будет доходить до каждого дома. Но Укртелеком находится в ситуации, когда устаревающая фиксированная связь по-прежнему приносит большую часть дохода. На интернет-услуги приходится около 40% заработка компании. Поэтому в ближайшие годы мы будем наблюдать падение заработка фиксированного гиганта от основного бизнеса. 

Упадет ли доход компании в целом? Все будет зависеть от того, насколько эффективно она будет утилизировать ресурсы, доставшиеся в наследство от большой государственной махины - недвижимость, техплощадки, медь. А также от того, насколько расторопно компания будет проводить реформу по переведению интернет-абонентов с медленного ADSL на оптоволоконные линии. Ведь конкуренты и здесь не дремлют. Подавляющее большинство городских сетей уже работает на оптике. А самые прогрессивные провайдеры доставляют до квартиры гигабитное подключение. Они и подобные будут постепенно откусывать долю рынка у компании Ахметова, если та не сможет предоставить абонентам то качество доступа к сети, которое необходимо для оказания современных интернет-сервисов.