Содержание:
  1. Мариуполь: "Территорию мы потеряли, но остались люди"
  2. Фотобуки из Мариуполя. "Нас спасли звезды, бесплатно рекламировавшие нас"
  3. Запорожье: "В любой момент готовы стать на защиту города"
  4. Херсон: "Откат к 90-м и еще хуже"

С начала российского вторжения 24 февраля около 46% IT-специалистов были вынуждены переехать в более безопасное место в Украине. Некоторые компании потеряли клиентов и часть оборудования. Однако гораздо сложнее ситуация для тех, чьи родные города оказались в оккупации или расположены вплотную к линии фронта.

Liga.Tech нашла четыре компании из временно оккупированных и прифронтовых городов и рассказывает их истории.

Мариуполь: "Территорию мы потеряли, но остались люди"

До войны в Мариуполе работали два IT-кластера, Центр стартапов 1991 года и проводилась конференция MRPL IT. После российского вторжения большинство из них закрылось или приостановило работу.

iDev (Innovation Development) – IT-компания, занимавшаяся разработкой приложения "Доступный Мариуполь". Через него мариупольцы могли оплачивать коммунальные услуги, искать маршруты городского транспорта и записывать детей в школу или садик. После почти полного уничтожения города приложение работает в ограниченном режиме. Но его команде удалось уехать в безопасное место и продолжить работу.

"Мы не представляли, что может начаться полномасштабная война. Никто в это не верил", – рассказывает гендиректор компании Станислав Евченко. Однако информацию, хранившуюся на локальных серверах компании, для безопасности перенесли в "облако".

24 февраля он и вся команда iDev были в Мариуполе. Пока работали интернет и электричество, пытались понемногу поддерживать работу. "Когда город начали обстреливать, ситуация резко ухудшилась", – вспоминает Станислав.

Поскольку офис расположен в относительно тихом месте, компания предложила сотрудникам и их родным, чьи дома пострадали, переместиться туда. Там были определенные запасы пищи и воды, оборудованные спальные места.

Команда пыталась держаться вместе, даже когда в городе начались полномасштабные бои. Температура в некоторых квартирах упала до "нуля", еду готовили на костре. Продукты можно было приобрести в единственном на весь город магазине, а сходить за водой было риском для жизни.

16 марта часть команды смогла уехать в Запорожье, затем в Днепр, а сейчас они работают под Кропивницким.

Мы не жалуемся. В отличие от многих наших коллег, которые не смогли уехать или были ранены, нам повезло – вся наша команда жива.

"Месяц спустя мы вывезли остальных сотрудников и понемногу возобновляем деятельность", – говорит Евченко.

Большую часть техники iDev потеряли вместе с офисом, но удалось унести с собой рабочие ноутбуки. До войны в команде работало 15 человек. Сейчас пятеро из них уволились и уехали в Европу.

"Откат к 90-м и еще хуже". Как айтишники из Мариуполя, Херсона и Запорожья пережили войну
Мариупольский офис компании до вторжения 24 февраля

"Мы не жалуемся. В отличие от многих наших коллег, которые не смогли уехать или получили ранения, нам повезло – вся наша команда жива. Мы можем работать, поэтому будем продолжать. Для успеха страны в войне нужно поддерживать ее экономику, платить налоги", – считает гендиректор iDev.

Приложение "Доступный Мариуполь" сейчас не совсем актуально. Однако Мариупольское управление социальной защиты использует его, чтобы принимать запросы от граждан. Сейчас команда сосредоточилась на поддержке аналогичного приложения, которое работает в полном объеме и, в частности, сообщает о воздушной тревоге.

"Практика Мариуполя доказывает – не загружались мессенджеры, веб-страницы, однако push-сообщения часто поступали, даже когда интернет был слабым", – говорит Евченко. Поэтому в команде iDev считают, что этот канал может быть важным для Краматорска при блокировке связи и проблем с электричеством.

Компания завершает проект модернизации ЦПАУ Дружковки, которая тоже сейчас рядом с линией фронта. Там довольно опасно, поэтому это поможет людям минимизировать передвижение по городу. Параллельно они ищут возможность выйти на рынок Европы и США, чтобы экспортировать свои городские приложения.

"У нас были большие планы на будущее. И хоть город, как территорию, мы потеряли, но остались люди. Мы сохранили нашу внутреннюю культуру, идентичность, будем нести ее в другие города. А когда-нибудь, возможно, сможем вернуться в свой город", — надеется Станислав.

Фотобуки из Мариуполя. "Нас спасли звезды, бесплатно рекламировавшие нас"

Еще одна мариупольская IT-компания, которой удалось выехать из разрушенного города – это онлайн-конструктор для заказа фотобуков Mofy.life. Екатерина Файновская основала ее в 2015 году.

"До войны мои бизнесы были нацелены больше на Мариуполь, но мы поняли, что так больше нельзя. Настолько плохо тогда было с экономикой из-за войны", – вспоминает она. Онлайн-сервис Mofy.life был создан как продуктовая компания. Франшиза была продана в Казахстан.

Екатерина с ребенком и мужем покинули город в середине марта. Ее муж – медик, он оставался заложником оккупантов в госпитале. Как только смог выйти — они уехали: "Наша машина — единственная уцелевшая со всего девятиэтажного дома. Я молилась на нее, чтобы мы смогли уехать".

До войны в команде Mofy.life работало 11 человек, 90% команды базировалось в Мариуполе. Сейчас это четверо специалистов и еще один человек на полставки. "Все живы, это хорошо. Но у меня есть видео офиса. Это ужас. Очень больно", – говорит Екатерина.

Оборудование осталось в Мариуполе, но компания печатает свою продукцию в партнерских типографиях в других городах Украины. Кроме того, с первого дня полномасштабного вторжения вся команда параллельно помогает другим — покупает необходимое для пострадавших, помогает попавшим в плен водителям-волонтерам. Среди таких есть и мариупольский айтишник.

Лояльные клиенты помогли компании возобновить работу в условиях войны. Среди заказчиков есть много звезд. Фотобук есть даже у Зеленского, его подарили президенту. Во время войны звезды бесплатно рекламировали компанию, чтобы они получили хоть какие-нибудь заказы. Но как дальше работать, производители фотобуков не знают.

Существует проблема с логистикой. "Нам нужен специальный пластик для фотобуков. Мы его заказали, должен был прийти две недели назад, но до сих пор нет", – говорит основательница компании. Поэтому они не могут производить некоторые товары. Да и во время войны заказ инстабуков просто неактуален.

Уезжать из Мариуполя в большие города не было мотивации. Море есть, город развивается. Не очень большой, но не очень маленький. Идеальный.

Екатерине хотелось бы, чтобы город отстроили, однако о возможном возвращении в Мариуполь она говорить не готова из-за боли.

"Это вопрос, на который у меня ответа нет. Сейчас это не город, а большое кладбище. Там так много людей умерло. Я видела эти тела, могилы. Мой свекор похоронен во дворе. Я не знаю, как туда возвращаться. К тому же, больше нет твоих офисов, квартир, друзей".

Основательница Mofy.life с грустью вспоминает все, что они потеряли. "Я была активным членом нашего IT-сообщества. Постоянно были какие-то ивенты. Ехать из Мариуполя в большие города не было никакой мотивации. Море есть, город развивается. Не очень большой, но и не очень маленький. Идеальный".

Запорожье: "В любой момент готовы стать на защиту города"

Computools – украинская аутсорсинговая компания, основанная в 2013 году. До 24 февраля 73% сотрудников компании работали в Запорожье. Остальные — из Киева, других уголков страны и из-за ее пределов.

"В 5.30 утра мы с женой проснулись от взрывов. В десяти километрах от нашего дома (мы живем за городом, возле Киева) прилетело шесть ракет от РФ", – вспоминает основатель компании Сергей Тимчук. Уже в шесть утра Сергей вместе с близкими двумя машинами, полными детей, выехали на запад Украины.

"Было ощущение, будто я участник какого-нибудь американского апокалиптического боевика", – вспоминает он. Параллельно Сергею пришлось спасать родителей и других родственников, оказавшихся в оккупации в Запорожской области: "Они пробыли в оккупации 40 дней и выбрались благодаря Красному кресту".

Как рассказывает Тимчук, после полномасштабного вторжения только 20% сотрудников уехали из Запорожья. Также были временные перемещения других сотрудников, например, из Киева и Харькова на запад Украины, некоторые из них уже вернулись домой.

"Мы также находили возможность безопасно уехать тем сотрудникам, которые оказались на оккупированных территориях: искали перевозчиков, передавали посылки", – рассказывает Сергей.

Два процента сотрудников Computools с первых дней по собственному желанию присоединились к рядам ВСУ. Многие записались в тероборону или пошли волонтерить, покупали необходимое для военных медиков и ВСУ. "Сейчас большинство команды продолжает работу, но готовы в любой момент стать на защиту города", – говорит Сергей.

Сейчас офис Computools в Запорожье продолжает работу. Во время воздушной тревоги сотрудники могут спуститься в офисное укрытие.

Как только появились первые сигналы о возможном нападении, еще в ноябре, компания начала готовить планы, что они будут делать в том или ином случае. В частности, открыли офис в Польше.

Несмотря на подготовку, в первые недели сотрудникам было трудно приспособиться к новым реалиям и возобновить работу. "Потребовалось время на эвакуацию, однако наши клиенты дали возможность сделать все качественно и поддержали нас", – рассказывает Тимчук. С первых дней войны некоторые клиенты запросили реквизиты для помощи ВСУ.

Компания не может развиваться, потому что закон не позволяет выезжать за границу.

За три месяца войны они не потеряли ни одного клиента. Уже через 3-4 дня вышли на 80% своих мощностей, еще через неделю — на 95%.

За 2021 год компания выросла на 100%, и в 2022 году планировала повторить этот успех, продолжая выход на международные рынки.

"В мае и июне нам не удалось привлечь новых клиентов из-за невозможности уехать за границу и провести Roadshow в марте и апреле". По мнению Тимчука, разрешение мужчинам призывного возраста выезжать за границу на две-три недели позволило бы их бизнесу расти и платить больше налогов. "В настоящее время закон это запрещает, а к коррупции мы не толерантны".

Херсон: "Откат к 90-м и еще хуже"

До войны в Херсоне работало около 1500 IT-специалистов. Проводились IT DAY и IT Connection Conference, которые к 2020 году собирали от 500 до 1000 человек. Во время пандемии в городе изменился подход к бизнесу – из-за отдаленной работы появилось больше возможностей, количество специалистов выросло. В основном уровня джуниор и мидл.

"Сейчас практически никого из мира IT там не осталось", – рассказывает Екатерина Шегалдаева, основательница KAgency.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: только важное

До войны компания базировалась в Херсоне и занималась рекрутингом IT-специалистов, организовывала IT-BRUNCH и другие профильные мероприятия. После 24 февраля они были вынуждены приостановить свою деятельность.

"Откат к 90-м и еще хуже". Как айтишники из Мариуполя, Херсона и Запорожья пережили войну
Херсонское IT-сообщество до войны. Фото – It Conference

"Насколько я знаю, кроме продовольственного рынка и сферы услуг, являющихся единичным исключением, ничего не работает. Откат к 90-м и еще хуже", – говорит Екатерина.

Большинство IT-специалистов уехали из города еще в начале вторжения. Если и остались – это единицы.

"Была площадка ГО IT Connection. Сейчас члены организации являются волонтерами и помогают херсонцам", – рассказывает Екатерина.

Думаю, у Херсона очень большой потенциал. Надеюсь, после войны все это поймут.

Она считает, что после победы многие вернутся в Херсон.

"Все-таки здесь наши дома, здесь мы все дома. Думаю, у нашего города очень большой потенциал. Надеюсь, после войны все это поймут", – говорит эксперт.

Херсонское сообщество должно быть готово к тому, что после войны здесь, возможно, придется начинать все сначала — восстанавливать старые проекты, объединяться и масштабировать их. Эксперт мечтает, что в Херсоне вскоре удастся реализовать крупный проект по примеру Unit City и создать собственный IT-город. "Война многому нас научила, потому это возможно", – верит Екатерина.

Читайте также