Содержание:
  1. Март после вторжения. Как все начиналось
  2. От пехоты до IT. Какие вакансии предлагают в ВСУ
  3. Почему военные не отвечают. О проблемах с отзывами
  4. "Люди хотят в тыл"
  5. Альтернатива военкоматам

Lobby X – компания, которая с 2015 года трудоустраивает людей в "секторе перемен". С марта 2022 года на платформе начало размещать вакансии и Минобороны – первой военной вакансией стала должность переводчика в Интернациональный легион. А уже 19 марта команда искала несколько десятков системных администраторов в разные воинские части. Сейчас ВСУ – самый популярный работодатель на платформе.

Есть и IT-вакансии. В топе – BackEnd (729 кандидатов на вакансию), программист-связист (286 кандидатов на вакансию), DevOps (251 кандидат на вакансию). Платформа дает украинцам альтернативный путь попадания в армию в дополнение к ТЦК, бывшим военкоматам. Их метод работы основатель и гендиректор Lobby X Владислав Грезев называет "неизвестностью".

Вакансии для армии публикуют и другие ресурсы, в частности Work.ua. Сейчас там размещено 93 военных вакансии. Среди них – в ВСУ по контракту, в роту охраны, саперы, медики, снайперы. Также на Work.ua публикуются военные вакансии от Lobby X.

Liga.Tech поговорила с Грезевым о том, как нужно менять подходы к рекрутингу в ряды Сил обороны, мобилизацию и IT-вакансии в армии.

Март после вторжения. Как все начиналось

Через несколько недель после публикации первой вакансии для Интернационального легиона в Lobby X обратились с запросом найти системных администраторов в ряд воинских частей. Но это не было системное явление, объясняет собеседник – к середине июня к ним обращались хаотично только те, кто уже знал о работе платформы. "Многие люди, которые занимались реформами общественной деятельности, мобилизовались и начали работать в Вооруженных силах".

"Военкомат – это лотерея". Как украинская компания помогает айтишникам искать место в ВСУ
Владислав Грезев, основатель Lobby X (Фото: Валентина Полищук/LIGA.net)

Сдвиг в делах произошел благодаря военному из бывших реформаторов, с которым пообщался Владислав. "Я понял, что он использует весь свой социальный капитал, свои связи в государственных органах, свою возможность и умение строить процессы с нуля – и это дает серьезный результат для его бригады, – говорит собеседник. – Я подумал, а почему мы таких, как он, не трудоустраиваем на тыловые должности в другие бригады. И вернулся над этим работать полноценно в Lobby X". Этот момент Владислав называет полноценным запуском направления.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: главные новости мира технологий

От пехоты до IT. Какие вакансии предлагают в ВСУ

С каждым месяцем вакансий ВСУ становится больше – это динамичный показатель, говорит Грезев. По его словам, сейчас это около 20-25% от общего количества вакансий на платформе. Среди направлений – операторы БпЛА, IT, артиллерия, связь, пресс-служба, пехота, медицина.

Всего Lobby X работает с 57 подразделениями. На военные вакансии получено более 14 000 отзывов, больше всего отзывов – в четвертую бригаду быстрого реагирования "Рубеж" НГУ, 47-ю отдельную механизированную бригаду "Магура", первый отдельный механизированный батальон "Волки Да Винчи" 67 ОМБр ДУК, бригады НГУ "Азов" и Госспецсвязи.

Объясняем сложные вещи простыми словами – подписывайся на наш YouTube

В настоящее время в IT-направлении в ВСУ открыто 35 вакансий. На каждую – сотни кандидатов, то есть спрос в сотни раз превышает предложение. Уже создан новый род войск – киберсилы, отмечает Владислав, и там будут новые вакансии для IT-специалистов. Также есть другие учреждения, где нужны программисты, но их всего несколько. Когда они запускались, у них был приоритет, чтобы найти внутри ВСУ уже мобилизованных специалистов и перевести их.

К сожалению, всех желающих айтишников мобилизовать по специальности не получится. Их гораздо больше, чем реально нужно

"К нам они уже приходили в ситуациях, когда внутри ВСУ они не смогли кого-то найти и обращались за тем, чтобы мобилизовывать гражданских", – говорит Грезев.

Почему военные не отвечают. О проблемах с отзывами

Из-за повышенного спроса и малого количества вакансий служащие и желающие перевестись айтишники сталкиваются с отсутствием ответа от тех, кто представляет вакансию. Это очень отличается от гражданского опыта трудоустройства и вызывает беспокойство у специалистов.

"Военкомат – это лотерея". Как украинская компания помогает айтишникам искать место в ВСУ
Владислав Грезев, основатель Lobby X (Фото: Валентина Полищук/LIGA.net)

Грезев утверждает, что люди точно получают от Lobby X письмо о том, что кандидатура принята и рассматривается: "Это сто процентов, потому что у нас автоматически работает это". Но ответ зависит от военных, "суперзанятых" войной, даже тех, кто занимается IT. "На одну вакансию Backend-разработчика было свыше батальона желающих – это более 600 человек. А на вакансию нужны двое. И остальным ответить ресурсов нет", – объясняет собеседник.

В Lobby X решили объяснить причины проблемы – занятость военных – на форумах и в соцсетях, и ситуация остыла. "Вспомним 2021 год, когда IT-рынок был перегрет, и кадры привыкли к другому отношению, когда за айтишниками гонялись семь разных рекрутинговых агентств и компаний", – объясняет Грезев. Также реализуется инструмент фидбека, когда точно не проходящие будут получать уведомления.

"Люди хотят в тыл"

После взрыва неизвестного дрона над Кремлем в Lobby X решили опубликовать в Telegram пост с подборкой вакансий БпЛА-операторов – и отзывов стало больше. "Чем больше людей узнают, что есть такая альтернативная механика попадания в ряды Сил обороны, тем больше будет и желающих", – говорит директор Lobby X. По его словам, не все знают о возможности выбрать себе подразделение и контролировать процесс, а не идти в военкомат, "в неизвестность, как правило".

"Военкомат – это лотерея". Как украинская компания помогает айтишникам искать место в ВСУ
Команда Lobby X (Фото: Валентина Полищук/LIGA.net)

Среди самых популярных направлений – операторы БПЛА и делопроизводители, тыловые вакансии, не предполагающие непосредственного риска боевых действий. "Большинство людей не готовы к риску на передовой. Но есть категории, которые сознательно откликаются на вакансии штурмовика, стрелка, пулеметчика, гранатометчика", – говорит Грезев.

Относительно гражданских – не все, кто готов присоединиться к ВСУ, готов идти в пехоту. И для этих людей важно найти должность, где не будет риска погибнуть. А военкомат не позволяет выбрать. "Кто-то готов рисковать, но не хочет быть командиром. У него есть лидерские качества, он понимает, что лучше будет руководить отделением, чем быть под руководством", – добавляет Грезев.

Альтернатива военкоматам

По мнению Грезева, рекрутинг должен стать легитимным, официальным в рядах Вооруженных Сил. То, что сейчас этим занимаются гражданские, это скорее проявление украинской инициативности, децентрализованности. "Это все классно, но действительно реально. Армия должна заниматься этим официально", – объясняет собеседник.

Lobby X работает над тем, чтобы подобный инструмент стал официальным. Когда можно выбрать вакансию, откликнуться и ввести профессиональный рекрутинг в рядах Вооруженных Сил. Он должен быть заменой, а скорее дополнением, альтернативой деятельности военкоматов.

В январе компания делала опрос об отношении к мобилизации из более чем 12 000 респондентов.

Из мужчин призывного возраста, кто не мобилизован сейчас, 53% готовы идти в армию, но на определенных условиях

Они упоминали о препятствиях, среди которых – "лотерея в военкомате", неуверенность в профессионализме командиров, в том, что при выборе специальности будут учтены способности. "Последнее – невозможность контролировать риск быть раненым или погибшим", – добавляет Грезев.

"Военкомат – это лотерея". Как украинская компания помогает айтишникам искать место в ВСУ
Флаг подарен команде Lobby X бойцами Азова (Фото: Валентина Полищук/LIGA.net)

Если же желающий присоединиться к армии видит, в какое подразделение приглашают, он может поискать информацию о нем в интернете, найти интервью, спросить отзывы у военных. "И ты точно составляешь картинку, что это за подразделение, адекватны ли там, например, командиры и ценят ли человеческую жизнь", – говорит собеседник.

В Вооруженных Силах около 35-37% вакансий, непосредственно касающихся боевых действий. Остальные же – в штате, связаны с логистикой, обеспечением, делопроизводством. Были истории, когда человек прошел собеседование, приехал в воинскую часть и понял, что армия – это не его. Так что рекрутинг – это более понятный для гражданских инструмент, чем военкомат. Но бывают и люди, которые представляли, что в армии можно служить дистанционно на некоторых должностях или по частичной занятости, вспоминает собеседник.

Грезев приводит данные, уже около 15 000 откликнувшихся на вакансии через Lobby X, из них устроено около 1000. Точное количество трудно назвать, поскольку командиры заняты выполнением боевых задач и им не до статистики. "Мы по крупицам собираем, хотя бы примерно, чтобы нам потом другим военным аргументировать и убеждать в этом подходе", – заключает Владислав.

Читайте также