Содержание:
  1. Можно ли назвать искусством
  2. Создает ли конкуренцию художникам в коммерческой нише
  3. Как художники могут использовать искусственный интеллект

Нейросеть Midjourney – одно из самых заметных технологических событий этого лета. Ее "творчество" – причудливые изображения с людьми, городами, космосом и пейзажами – можно увидеть во многих соцсетях и медиа. Midjourney — искусственный интеллект, генерирующий изображение по текстовому описанию на английском. Одно из его преимуществ перед другими нейросетями – свободный (хотя и ограниченный по количеству запросов) доступ через мессенджер Discord.

Liga.Tech уже публиковала изображения, сгенерированные Midjourney на наши запросы о будущем Украины и человечества. Кроме эстетического наслаждения и технологического интереса, такие нейросети актуализируют вопрос о будущем художников, дизайнеров, иллюстраторов. Мы спросили украинских художников и художниц о рисующих нейросетях — о конкуренции, использовании в качестве инструмента, причастности к искусству.

Можно ли назвать искусством

Художник Владимир Кузнецов считает, что искусством в той или иной степени можно называть все, что нас окружает.

"Это и искусство творения мира естественным или божественным путем, и творение революций огромными общественными массами, и ведение войн, и взаимодействие социального интеллекта, и то же рисование картин художником в мастерской, или слоном, который, зажав в хоботе кисть, творит свои чудеса на холсте".

Работу нейросети Midjourney Кузнецов сравнивает с воображаемой кистью в хоботе слона и называет ее "еще одной интересностью, человеческой выдумкой".

Изображение, созданное Midjourney на тему аниме Акира

Комиксист и преподаватель цифрового рисунка Игорь Лобода уверен, что сейчас нейросети могут только имитировать цифровую живопись, поэтому для комиксов, аниме-арта и фэшн-иллюстрации они почти ничего не могут дать.

"Все перечисленные направления больше базируются на визуализации персонажей, а не ощущений или локаций", – объясняет Игорь. По словам художника, нейросеть может подсказать ему интересные решения или локации для комикса, но они будут не в нужном стиле, так что все придется делать "с нуля".

Создает ли конкуренцию художникам в коммерческой нише

Обычно с развитием технологии, так или иначе упрощающей человеческую работу, возникает вопрос об угрозах для рабочих мест. Владимир Кузнецов считает, что нейросети могут потеснить разве что какую-нибудь узкую коммерческую нишу художников. А отобрать у них доходы смогут, только если они будут "блокировать счета в банке или творческие процессы в мозгах художников".

Другой украинский художник, который пишет картины, иллюстрирует книги и создает инсталляции, Давид Чичкан, предлагает сначала дать определение "художника", чтобы понять угрозу от нейросети:

"Художник — это не просто рисовальщик-ремесленник. Может ли искусственный интеллект отобрать работу художника? Вовсе нет. Художник продает свои риски, количество прочитанных книг, или же "кумовские" навыки. Искусственный интеллект это продать не может, так как он – просто новый инструмент для художника. Но кисточка искусственного интеллекта в руках художника будет делать искусство".

Давид уже заинтересовался новым инструментом и не исключает его использования.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: главные новости мира технологий

Беата Куркуль, 2D-художница в геймдеве, сама активно пользующаяся Midjourney, считает, что опасность конкуренции со стороны искусственного интеллекта существует, но прежде всего это касается дизайнеров и иллюстраторов. "Зачем заказывать у художника обложку к книге, если можно за полчаса сгенерировать картинку и потратить на это максимум $30 – столько стоит месячная подписка на план "Стандарт", – приводит пример Беата.

Сгенерированное Midjourney изображение – персонаж игры "Ведьмак" во вселенной игры "Киберпанк 2077"

Художница также предполагает: аргумент о том, что нейросеть делает иллюстрации быстрее и дешевле, могут использовать для демпинга цен на работы художников. "Но если художник сможет включить этот инструмент в свой арсенал, например, как генератор первичного изображения-основы для будущей работы, ему нечего бояться", – добавляет Беата.

Как художники могут использовать искусственный интеллект

Комиксист Игорь Лобода сравнивает реакцию на нейросети среди художников с реакцией на NFT несколько лет назад. Любые цифровые новаторства чаще всего встречают сопротивление и отторжение со стороны выпускников "традиционных" художественных школ. А вот цифровые художники чаще всего используют в свою пользу все имеющиеся, особенно бесплатные, цифровые технологии.

Цифровые художники часто обращаются к 3D-моделированию для визуализации сложных локаций и обеспечения большей глубины в сценах для комиксов, концепт-арта для игр, книжных иллюстраций.

"То же сейчас происходит с приложениями с технологиями искусственного интеллекта. Еще в прошлом году с помощью нового алгоритма Topaz Gigapixel многие из нас стали пользоваться деформацией и увеличением изображений и фото почти без потерь качества. Айфоны со следующего обновления уже смогут самостоятельно отделять объект от фона и переносить готовые элементы на прозрачном фоне в заметки, сообщения и т.д.", — объясняет Игорь.

По мнению художника, все эти инструменты созданы, чтобы упростить работу художников, а не заменить его. К тому же без дополнительной обработки творения искусственного интеллекта – это всего лишь коллажи, концепты, эскизы того, что мог бы создать настоящий художник. Игорь делится, что использовать нейросеть может быть удобно, когда у художника нет достаточно времени для сбора материалов, или когда заказчик не знает, чего хочет.

"Как средство для вдохновения, нейросеть – блестящее новаторство, потому что сидеть часами в Google, Wiki или Pinterest ради двух-трех референсов – пустая трата времени, а искусственный интеллект подскажет все быстрее", – резюмирует комиксист.

Игорь говорит, что сам будет пользоваться Midjourney, но не в "голом виде". Художник отмечает, что результат пока слишком "кривенький": "то перспектива завалена, то домик летает или масштабы разлетелись, и на первом плане объекты не соответствуют размеру объектов на фоне".

Изображение персонажа игры "Ведьмак" Геральта, сгенерированное Midjourney

Аня Булавина, художница, работающая для игровой студии CD Projekt Red ("Ведьмак", "Киберпанк 2077"), скептически относится к мнению, что искусственный интеллект вытеснит художников и иллюстраторов с рынка. Напротив – он станет дополнительным инструментом.

Художница приводит историю с концептами в стиле "фотобаш", которые стали популярны несколько лет назад.

"Это когда концепт не рисуется кистью в фотошопе, а создается как коллаж из груды фотографий. Когда все больше художников начали использовать этот способ, появилось мнение, что учится рисовать уже не надо, ведь можно что угодно сделать из фотографий", – рассказывает Аня. Также были консервативно настроенные художники, принципиально рисовавшие вручную и считавшие, что "фотобаш" – это не достойно настоящего художника.

И первое, и второе утверждения неверны, считает художница. "Фотобаш" – это лишь инструмент, который впоследствии оказался удобным для выполнения определенной задачи. То же произойдет и с нейросетями. После того, как все наиграются с Midjourney и другими, они перейдут в разряд инструментов, отлично выполняющих определенные задачи. А для других задач требуются другие инструменты.

Читайте также