Бессмертный Голливуд. Как цифровые клоны помогают заменить актеров – что будет с кино
Развитие motion capture позволило достичь нового уровня качества лицевых анимаций в видеоиграх, роликах и анимационных фильмах. В кино наиболее заметным следствием усовершенствования этой технологии стали попытки омолаживать актеров для отдельных эпизодов или даже возвращать их к жизни.
Каждый новый фильм с такими сценами задает новый виток дискуссии о том, что технология все еще не совершенна и вызывает у зрителя эффект "зловещей долины". Тем не менее она развивается, и уже в ближайшее время Голливуд откажется от игровых фильмов в пользу полностью выполненных в CGI (computer-generated imagery, созданные компьютером изображения) картин.
Liga.Tech разобралась в истории использования цифровых дублеров и их способности в обозримом будущем оставить актеров без работы на съемочной площадке.
От Гладиатора до Мандалорца
Практика использования цифровых дублеров не так уж нова для Голливуда. Еще в 2000 году в самый разгар съемок эпоса "Гладиатор" после чрезмерно насыщенного отдыха в баре неожиданно умирает британский актер Оливер Рид. Он исполнял второплановую, но заметную роль Проксимо, владельца школы гладиаторов. Снять остальные сцены с персонажем помог дублер и реконструированное отделом спецэффектов лицо Рида.
Подобная история примерно в то же время случилась с сериалом "Клан Сопрано". Актриса Нэнси Маршанд, игравшая роль матери главного героя, ушла из жизни до окончания съемок. Сценаристы сериала внесли коррективы в историю третьего сезона и добавили прощальную сцену с Ливией Сопрано, которую создавали с помощью CGI и монтажеров звука, взявших реплики из отснятого материала. Вышло не слишком удачно, но и бюджет канала НВО в те годы отставал от киностудий на пару нулей.
Впрочем, довольно быстро цифровые дублеры перестали быть крайней мерой и спасательным кругом на случай чрезвычайных ситуаций. Технологию стали использовать специально, чтобы генерировать фансервис и играть на ностальгических струнках зрителей. В 2009 году на экраны выходит "Терминатор: Спасение придет", где есть сцена встречи Джона Коннора с Т-800. Киборга сыграл австрийский бодибилдер Роланд Кикинджер, которому на этапе постпродакшена наложили лицо Арнольда Шварценеггера образца времен первого Терминатора 1984 года. Поскольку тогда Железный Арни занимал должность губернатора штата Калифорния и не снимался в кино, первая сцена с его двойником срывала аплодисменты.
Технологии компьютерной графики постоянно развивались, и уже через несколько лет цифровое омоложение актеров было поставлено на конвейер. Особенно этим увлеклась корпорация Disney: через эту "процедуру" прошли Курт Рассел, Сэмюэль Л. Джексон, Майкл Дуглас и Роберт Дауни-младший в фильмах киновселенной Marvel, а также Джонни Депп в последней части "Пиратов Карибского моря". Также зрители могли увидеть цифрового дублера Шон Янг в "Бегущем по лезвию 2049", Роберта Де Ниро в "Ирландце", Джеффа Бриджеса в "Троне: Наследие" и опять же Арнольда Шварценеггера в двух последних попытках перезапустить "Терминатора".
Довольно комическая история произошла со вторым сезоном "Мандалорца". По замыслу создателей, в финале должен появиться Люк Скайуокер, а поскольку события сериала разворачиваются всего через 5 лет после "Возвращения джедая", понадобилась помощь отдела motion capture и графики. Несуразный конечный результат вызвал немало шуток и насмешек в сети. Пользователь под ником Shamook переснял камео культового фильма с использованием технологии Deep Fake, которое выглядело на порядок лучше. Парадоксально, но всего один человек справился с "омоложением" персонажа значительно лучше целого отдела графики гигантской корпорации. Об этой истории узнала Disney и пригласила Shamook работать к себе.
Поскольку ностальгия прекрасно капитализируется, "оживление" уже умерших актеров и актрис путем графики было вопросом времени. Первопроходцем здесь стал бренд шоколада Galaxy, использовавший образ молодой Одри Хепберн в рекламном ролике 2013 года. Эстафету подхватила J'adore Diorr: в их рекламе Шарлиз Терон пересекается с тремя звездами классического Голливуда: Грейс Келли, Мерилин Монро и Марлен Дитрих.
В полнометражном кино пионером графического "воскресения" стала лента 2004 года "Небесный капитан и мир будущего". В ней роль главного антагониста доктора Тотенкопфа "сыграл" Лоуренс Оливье, скончавшийся за 15 лет до начала съемок. Фильм снимался в стиле фантастических pulp-журналов середины ХХ в., а пик популярности Оливье пришелся как раз на ту эпоху. Джуд Лоу предложил эту идею режиссеру, она ему понравилась, а наследники Оливье дали добро. Правда, в фильме он был представлен в качестве голограммы в одном коротком эпизоде.
Полноценное появление цифрового клона умершего актера произошло через 12 лет в фильме "Изгой-один. Звездные войны: Истории". Правда, идея возвращения зловещего гранд-моффа Таркина чуть не сорвалась из-за авторских прав. У умершего в 1994 году Питера Кушинга не осталось близких родственников. Наконец, выяснилось, что больше всего статусу наследника актера соответствует его агент, с которым и договорились.
Бессмертие или эксплуатация
Появление цифровых дублеров на экране мало у кого из зрителей вызывает положительную реакцию. В случае умерших актеров эту практику часто считают просто неэтичной, поскольку те никак не могут влиять на то, где и как используют их образ. В теории об этом должны заботиться наследники актера, но в большинстве случаев все решает чек на солидную сумму от кинокомпании.
Многие зрители придерживаются мнения, что технология еще слишком сырая. Искусственность цифровых дублеров особенно бросается в глаза в тех сценах, где они взаимодействуют с живыми актерами. Это, в свою очередь, портит погружение в фильм, которое особенно важно для фантастики и блокбастеров.
Технология цифровых дублеров будет активно развиваться и дальше – слишком много преимуществ она создает для киностудий. Раньше болезнь или травма кого-то из главного каста приводила к тому, что съемочной команде приходилось хитрить с дублерами и ракурсами, а то и вовсе могли остановить съемки на несколько месяцев.
Также нередки ситуации, когда кто-то из ключевых актеров отказывался ехать сниматься в какую-то отдаленную или особенно экзотическую локацию. Цифровые дублеры просто решают эти проблемы. Уже сейчас во многих контрактах с большими киностудиями есть пункт о согласии на сканирование внешности актера и использование цифровой копии на случай чрезвычайной ситуации.
Очевидные преимущества технология дает и актерам и другим звездам. Они смогут предоставлять в аренду своих цифровых дублеров для съемок в рекламных роликах и по контракту. В теории такие лицензионные соглашения могут стать дополнительным и практически неисчерпаемым источником дохода и популярности актера даже после окончания его карьеры.
В ближайшем будущем не исключена ситуация, когда 75-летний Вин Дизель будет играть с внуками, в то время как его молодая цифровая копия будет выполнять сногсшибательные трюки и говорить "глубокомысленные" цитаты в условном "Форсаже 23". И подобный прецедент есть: в прошлом году появилась информация о продаже Брюсом Уиллисом своего образа для создания дипфейков в рекламных роликах. Правда, довольно быстро представители Крепкого орешка опровергли эти новости.
При этом в будущем карьера актера вряд ли будет сводиться к сканированию внешности и записи аудио для синтеза голоса нейросетями. Те же телевидение и кинематограф не поставили крест на театрах, потому вряд ли CGI вытеснит игровое кино. Зрители не любят засилье зеленого экрана и ценят натуральность. Это наглядно показал почти мгновенный культовый статус фильма "Безумный Макс: Дорога ярости", который создавался с минимум графики. В конце концов, сам Голливуд пока не готов отказываться от актеров. Например, в том же спин-оффе о Фуриозе отказались от идеи омоложенной в цифре Шарлиз Терон в пользу Ани Тейлор-Джой.