Содержание:
  1. 5. Советско-российские ракеты и спутники-шпионы
  2. 3. Фрагменты китайской противоспутниковой ракеты
  3. 4. Спутники наблюдения Земли Envisat и Landsat
  4. 5. Космический телескоп "Хаббл"
  5. 6. Созвездия спутников

Только за последний месяц происходящие в космосе вокруг Земли события дважды попадали в заголовки медиа. 27 января исследователи космического мусора наблюдали, как два огромных обломка – запущенная десятилетия назад верхняя ступень российской ракеты и давно недействующий российский спутник – подошли друг к другу на расстояние шести метров.

Худший сценарий этого события мог привести к появлению тысяч опасных обломков, которые оставались бы на орбите столетиями. Согласно отчету 18-й эскадрильи космической обороны США, опубликованному 6 февраля, в начале января российский спутник "Космос-2499" распался на 85 фрагментов.

Liga.Tech публикует сокращенный перевод статьи Space.com о крупнейших угрозах от космического мусора на орбите.

5. Советско-российские ракеты и спутники-шпионы

Сотни и тысячи спутников новейших созвездий, таких как OneWeb или Starlink, не несут столько риска, как отработанные ступени старых ракет и крупные спутники, запущенные в эпоху холодной войны и в начале 2000-х годов.

По словам старшего технического сотрудника из компании мониторинга космического мусора LeoLabs Даррена МакНайта, новые спутники очень маневренны и избегают столкновений, в отличие от заброшенных объектов.

Среди таких – SL-16, гигантская верхняя ступень российской ракеты "Зенит" весом 9 тонн и длиной 11 метров. Сейчас LeoLabs наблюдает за 18 из этих вращающихся вокруг Земли ракетных ступеней в одном из "плохих регионов" с точки зрения космического мусора на высоте около 840 километров. Спуск обломков будет длиться веками.

Проблема связана с технологией, которую применял СССР. Большинство ракет, используемых в Европе, США и даже Китае, полагаются на массивные первые ступени, падающие на Землю вскоре после запуска. Советские ракеты оставляли первую степень в космосе.

Еще существует угроза в виде 1,4-тонной степени SL-8 советской ракеты "Космос", которая с 1960-х до 1990-х годов доставила на орбиту около 145 спутников-разведчиков и спутников связи. Спутники, каждый из которых весит 800 килограммов, больше не используются, но до сих пор загрязняют околоземное пространство. Как и ракеты, которые их запустили.

3. Фрагменты китайской противоспутниковой ракеты

В 2007 году рядом с Землей Китай испытал противоспутниковую ракету, которая была нацелена на один из китайских недействующих метеоспутников.

Противоспутниковая ракета поразила спутник "Фэнгюн" весом 750 килограммов, вращавшийся на высоте 865 км на скорости 29 000 км/ч, разбив его на тысячи фрагментов.

Некоторые из этих фрагментов были обнаружены на высоте от 350 до 1700 км над Землей. 3500 обломков "Фэнгюна" были достаточно крупными, чтобы их смогли отследить радары, еще 2800 до сих пор летают вокруг нашей планеты.

Космический апокалипсис. Пять крупнейших угроз исследованию космоса на орбите Земли
Космический мусор. Источник: ESA

Обломки этого спутника, вероятно, связаны с около 15% близких подходов к другим объектам, которые произошли в 2022 году, говорит МакНайт из LeoLabs.

В целом в 2022 году LeoLabs выдала 400 000 уведомлений о подходе, предупреждая операторов спутников.

4. Спутники наблюдения Земли Envisat и Landsat

Недействующий европейский спутник наблюдения за Землей Envisat вращается вокруг планеты на высоте 800 км.

Восьмитонный Envisat является одним из самых больших обломков космического мусора на орбите. На втором месте – спутники Landsat NASA весом от одной до трех тонн, которые вращаются вокруг Земли на высоте от 700 до 900 километров.

5. Космический телескоп "Хаббл"

Телескоп Хаббл (Фото: ESA)

Известный космический телескоп "Хаббл" может прослужить еще десятилетия или больше. Но в результате он может разделить участие других крупных обломков космического мусора.

12,2-тонный телескоп тяжелее всего перечисленного. Орбита "Хаббла" относительно низкая – около 535 километров над Землей. И ему, вероятно, понадобится всего несколько лет, чтобы упасть на поверхность планеты. Однако из-за своих размеров телескоп вряд ли полностью сгорит в атмосфере. Большие куски обгоревшего корпуса телескопа, скорее всего, упадут на поверхность Земли, что может нанести ущерб инфраструктуре, самолетам и людям. Поэтому операторам телескопа придется направить его в океан, когда срок действия обсерватории истечет.

6. Созвездия спутников

Эксперты расходятся во взглядах на риски от мегасозвездий спутников – Starlink от SpaceX и сети компании OneWeb. По данным LeoLabs, через 50 лет после запуска первого в мире спутника, на низкой околоземной орбите накопилось 10 000 объектов, действующих и "живых". Потом всего за 14 лет количество удвоилось. По состоянию на конец 2022 года на околоземной орбите находилось более 21 000 объектов.

Хью Льюис, британский эксперт по космическому мусору и профессор астронавтики в Университете Саутгемптона в Англии, говорит, что SpaceX — крупнейший в мире спутниковый оператор с более чем 3500 активными космическими аппаратами на орбите по состоянию на февраль 2023 года. Автономная система предотвращения столкновений компании позволяет спутникам совершать маневр каждый раз, когда они регистрируют мимо пролетающего объекта с вероятностью столкновения 1 на 100 000. Для сравнения, NASA уклоняется только от тех объектов, которые имеют вероятность столкновения 1 из 10.