Фантасты середины прошлого века ожидали, что развитие робототехники избавит от необходимости выполнять сложную, однообразную и неприятную работу. Прогнозировалось, что люди будущего будут в основном заниматься творчеством и саморазвитием.

Однако сегодня развитие искусственного интеллекта заставляет нервничать именно представителей творческих профессий. С лета этого года бастуют актеры телевидения и кино, а недавно к ним присоединились их коллеги по видеоигровой индустрии. Последние опасаются, что нейросети будут плагиатить их наработки, а то и вообще оставят без работы. Liga.Tech разбиралась в причинах беспокойства и вариантах решения ситуации.

Нейросети как яблоко раздора

Срок соглашения об интерактивных СМИ между SAG-AFTRA (профсоюз, представляющий интересы актеров и артистов в США) и видеоигровыми компаниями, среди которых Electronic Arts, WB Games, Activision, Epic Games, завершился еще в ноябре 2022 года. В течение почти года представители обеих сторон регулярно встречались для переговоров, но достичь консенсуса по новому соглашению не смогли.

Наибольшие дискуссии вызвала тема безопасности актеров, увеличение ставок и использование ИИ. Профсоюз хотел достичь 11% повышения зарплаты с последующей прибавкой еще на 4% в течение второго и третьего года действия соглашения. Сторонам удалось договориться о повышении на 5%, 4% и 3% соответственно.

Новые игры под угрозой – могут бастовать актеры озвучки. Что происходит в индустрии
Фото: PETER SCHNEIDER/EPA

Однако главным камнем преткновения остается само использование искусственного интеллекта. За последние годы компьютерные системы добились значительного прогресса: от банального зачитывания связного текста до возможности достаточно точно воспроизводить голоса людей. Сеть уже заполнили различные комические фальшивые речи разных политиков, сгенерированные нейросетью. Поэтому актеры справедливо опасаются, что заказчики начнут добавлять в контракты пункт "мелким шрифтом" о возможности использования оцифрованных записей сессий для генерирования нейросетями.

В теории все это может привести к ситуации, когда актера, озвучившего одного из персонажей видеоигры, не привлекут к работе над ее продолжением, потому что компания сможет использовать его цифрового дублера. Поэтому в профсоюзе хотят прописать механизм защиты своих подопечных в новое соглашение.

При этом актеры не хотят добиться полного отказа от использования этой технологии видеоигровыми компаниями. Вероятно, значительная их часть вовсе не прочь перебросить часть работы на нейросети. Ведь главный персонаж в современной большой ААА-игре может иметь около сотни тысяч разнообразных реплик, а в случае ролевых игр, где есть элемент разветвления сюжета, их может быть и того больше. Само же озвучивание игры зачастую представляет собой серию очень интенсивных сессий, когда актер может не вылезать из студии полдня. Тем более что много случаев, когда игра в ходе разработки радикально меняется, а сценарий переписывается, поэтому исполнителя могут вызвать для перезаписи значительной часть его реплик.

Члены SAG-AFTRA просто хотят добиться прозрачности использования этой технологии и гарантировать компенсацию.

Переносы игр, рекастинг и другие потенциальные последствия

В конце сентября почти 98% состава профсоюза проголосовало в пользу забастовки против видеоигровых компаний. Это означает, что актеры озвучивания, каскадеры и модели, задействованные в motion capture, могут приобщиться к ней в любой удобный момент. Речь идет о тысячах специалистов, неизвестных широким массам, но именно они помогают наполнять видеоигровые миры персонажами, даря им свою внешность, голос или движения.

Более существенным последствием забастовки для геймеров станет задержка в разработке предстоящих видеоигр, ориентированных на сюжетную компоненту. Среди таких — видеоигра о супергерое Росомахе от Insomniac Games, продолжении Jedi Survivor от Respawn, GTA VI и т.д.

Конечно, в крайнем случае студии могут пойти на рекастинг на некоторые роли и приглашать актеров, не являющихся членами профсоюза. Однако на сегодняшний момент актерская работа в видеоиграх по своей важности приблизилась к кинематографу. Если раньше голливудских звезд могли привлекать для игр по лицензии, то сейчас на них делают значительную ставку в продвижении видеоигры. Так, Ubisoft позвала звезду "Во все тяжкие" Джанкарло Эспозито озвучить главного антагониста Far Cry 6, CD Projekt RED – Киану Ривза и Чарльза Дэнса для Cyberpunk 2077 и The Witcher 3, Netherrealm – Меган Фокс в новый Mortal Kombat. Более того – отдельные актеры, специализирующиеся на озвучивании видеоигр, среди геймеров не менее известны, чем голливудские звезды. К ним можно отнести Нолана Норта, Троя Бэйкера, Дженнифер Хейл и Эшли Берч.

Если в фильмах зритель просто со стороны наблюдает за происходящим, то в видеоиграх сыгранные актерами персонажи общаются и взаимодействуют с игроком в течение десятков часов. Это создает принципиально другой уровень привлечения, который для видеоигровых блокбастеров не менее важен, чем технологическая графика или сногсшибательный геймплей. Хороший пример тому – The Last of Us. Многие геймеры отмечали, что, при всем высоком уровне исполнения, сериал от HBO не вызвал у них такого эмоционального отзыва, как оригинальная игра от Naughty Dog.

Новые игры под угрозой – могут бастовать актеры озвучки. Что происходит в индустрии
Кадр из сериала The Last of Us (Источник: IMDB)

Индустрия интерактивных развлечений может стоять на пороге серьезных перемен. Уже достаточно давно существует практика, когда студии в рамках оптимизации расходов в первую очередь "режут" отделы тестирования качества. Один из результатов этого – крайне сырое релизное состояние большинства современных ААА-игр. Тестировщиков из ZeniMax (материнская компания Bethesda) так утомила эта тенденция, что они объявили о создании собственного профсоюза в конце прошлого года.

Многих программистов также откровенно раздражает ситуация, что игровая индустрия часто имеет меньшие зарплаты по сравнению с другими секторами IT, но при этом им часто приходится перерабатывать. Практически каждый релиз современной ААА-игры сопровождается анонимными и открытыми жалобами на кранчи. Очевидно, что боссы игровых компаний хотят вести бизнес по-прежнему, но это делать все сложнее под внешним и внутренним давлением. Перспектива убрать расходы на актеров будет выглядеть крайне соблазнительной для акционеров. Однако геймерам вряд ли понравится, если персонажи будут созданы бездушной машиной, а не стараниями актеров, вложивших в них частицу себя.