От повозок до орбитальных стыковок. Как Индия стала ведущим космическим государством

Индия демонстрирует все более серьезные амбиции на внешней арене. Южноазиатское государство начало вооруженный конфликт с соседом, а до этого продемонстрировало серьезные успехи в космической сфере. Она провела стыковку спутников на орбите, а также посадила аппарат "Чандраян-3" на поверхность Луны. Таким образом, Индия стала четвертой страной, которой удалось успешно реализовать эти сверхсложные миссии.
В субботу, 17 мая, Индия в 101-й раз запустила в космос свою ракету. С ее помощью она планировала вывести на орбиту спутник дистанционного зондирования Земли EOS-09, однако эта попытка не завершилась успехом. Этот запуск стал 63-м для четырехступенчатой ракеты-носителя PSLV высотой 44,5 м. Однако это была лишь третья неудача за 32-летнюю историю ракеты.
Еще более впечатляющими эти достижения делает то обстоятельство, что недавно Индийское аэрокосмическое агентство использовало тяговую силу для доставки коммуникационного спутника. Теперь там планируют построить орбитальную станцию и высадку астронавтов на Луну.
Как южноазиатскому государству удалось добиться столь стремительного прогресса, сможет ли оно составить конкуренцию NASA и какие выводы для себя может сделать аэрокосмическая отрасль Украины – в разборе LIGA.Tech.

Научный темперамент
Началом космических стремлений Нью-Дели считается основание в 1962 году при Департаменте атомной энергии Организации по космическим исследованиям Индии (Indian Space Research Organization, ISRO). Запуск первого спутника в 1957 году и первый полет астронавта в 1961-м привели к тому, что человечество не только "заболело" космосом, но и начало развивать футурологические планы по экспансии в ранее недоступное пространство.
Индия не стала исключением из общепланетарного энтузиазма. Как рассказал в подкасте Planetary Radio писатель Гурбир Сингх, первый премьер Джавахарлал Неру считал, что независимая индийская нация должна быть сформирована вокруг темперамента науки. Также после колониального периода возникло стремление продемонстрировать свою самодостаточность. Поэтому Индия была едва ли не единственным государством, чья космическая программа носила сугубо гражданский характер.
Индия также включилась в разработку международного космического права, фундамент которого активно закладывался во второй половине 60-х. Первые десятилетия ISRO были сосредоточены на проектах для удовлетворения проблем огромного населения Индии. Сюда входят пуски метеорологических ракет и коммуникационные спутники.
Как рассказал LIGA.Tech независимый эксперт-аналитик по вопросам космической деятельности и экс-советник главы Госкосмоса Андрей Колесник считает, что активизации космических амбиций южноазиатского государства способствовали два фактора. Во-первых, Нью-Дели беспокоят космические успехи Пекина, являющегося его давним соперником. Во-вторых, значение достижений в освоении внеземного пространства для позиционирования государства на международной арене значительно выросло.

Помощь с севера
Нельзя сказать, что в разработке своей космической программы Индия опиралась исключительно на свои силы. С середины 50-х СССР на фоне значительного похолодания в отношениях с КНР интенсифицировал сотрудничество с его южным соседом. Она относилась к широкому спектру отраслей: от культурных и гуманитарных до военной и технологической. Последнее включало и обретение способностей Индии в межзвездном пространстве.
Андрей Колесник выделяет три основных направления кооперации между космическими ведомствами двух стран: в течение 1960-х происходило развитие ракетных технологий, в следующем десятилетии – спутникового сегмента, а в 1980-е началось привлечение уже к пилотируемым миссиям.
В первом случае дело шло о передаче материалов для зондирующих/метеорологических ракет, которые не очень сложны в технологическом плане. Однако существенная помощь с развитием расширенного полигона для их запуска дала старт созданию Индией собственного космодрома. Кроме того, это подтолкнуло ее ракетостроительную отрасль, которая со временем развилась до конкурентоспособных ракет-носителей всех классов. Они включают легкие, тяжелые и стартовые комплексы для их запуска.
Со строительством супутинков ситуация была аналогичной. Советские специалисты находились рядом с индийскими коллегами при создании первых аппаратов этого класса и помогали с их запусками на орбиту. В рамках программы INSAT было запущено 24 спутника, из которых активными остаются 11. В 2018 году она стала самой большой подобной системой связи в регионе.
Апогеем сотрудничества Нью-Дели и Москвы в этой сфере стала подготовка двух индийских кандидатов в пилоты. Одним из них стал военный летчик Ракеш Шарма, который в 1984 году отправился в состав экипажа советского космического корабля к советской орбитальной станции "Салют-7". Таким образом, он стал первым индийским космонавтом.

Ученик превосходит мастера
Долгое время программа по полетам к звездам была полностью направлена внутрь Индии как катализатор модернизации всей страны, а не элемент технологической конкуренции или борьбы за геополитическую гегемонию. Индия находилась в статусе младшего партнера Москвы в этой сфере, но 2023 год все коренным образом изменил.
Роскосмос с большим апломбом продвигал проект автоматической межпланетной станции "Луна-25". Он должен был продемонстрировать, что РФ уже не просто играет роль "орбитальной маршрутки" для запусков полезных грузов иностранных заказчиков, а возвращается в клуб передовых космических государств. Еще более важно было продемонстрировать, что она это делает в условиях беспрецедентных санкций и фактического разрыва технологического сотрудничества с Западом.
Однако амбициозные планы разбились вместе с аппаратом о негостеприимную поверхность Луны. Нечаянной оплеухой для Роскосмоса от коллег стала успешная мягкая посадка модуля "Чандраян-3" уже через несколько дней. При этом схожий аппарат в первые сел в полярном регионе спутника Земли.
Андрей Колесник объясняет такие разные финалы аналогичных лунных миссий принципиально разными подходами к вопросу межзвездной экспансии. Обычно каждый успех здесь достигается в результате пошагового освоения новых "вершин".
Индия не стала перескакивать ни один из этапов. Первоначально, в конце 2000-х, на орбиту Луны был удачно "припаркован" первый космический аппарат (класс "Орбитер"), изучавший с высоты 100 км поверхность природного спутника Земли. После чего, в 2019 году, был направлен другой уже для осуществления мягкой посадки на поверхность (класс "Лендер") – его постигла неудача на финальной стадии непосредственно при посадке.
Специалисты ISRO проанализировали и исправили все ошибки, что позволило следующему лендеру справиться с поставленной задачей. Кстати, 23 августа, когда произошла посадка "Чандраяна-3", в индийском календаре отмечается как Национальный день космоса.
РФ же решила, что советские достижения на Луне полвека назад являются индульгенцией от необходимости начинать с нуля. Тем более что за завершающую часть миссии должно отвечать, в том числе, европейское оборудование. Но оно было отозвано из-за начала полномасштабной агрессии против Украины. Взамен был смонтирован недоработанный прибор местного производителя.
Кроме того, было принято чисто политическое решение опередить индийцев с посадкой в районе, близком к южному полюсу Луны, где должны быть залежи льда. Следствием этого стало то, что российское "авось" не сработало.

Космический андердог?
Несмотря на недавние успехи, Андрій Колесник все же придерживается мнения, что южноазиатское государство опоздало на новую космическую гонку.
Китай еще в середине 2010-х понял, что тенденции идут в сторону либерализации космической деятельности и широкого привлечения игроков из "Нового космоса" (концепция привлечения коммерческих аэрокосмических компаний типа SpaceX). Это вылилось в партнерство между государственным и частным сектором. В Индии к подобным выводам пришли всего пару лет назад.
Вдобавок к этому Пекин в течение последних двух десятилетий выделял больше государственных ассигнований на исследования внеземного пространства, чем Индия. Поэтому сейчас можно сказать, что эта страна разместилась на четвертой строчке в рейтинге космических государств. Она опережает Японию и ЕС и постепенно сокращает отставание от РФ.
Главная же борьба за лидерство будет идти между NASA и его китайскими визави. Последние продолжают сокращать отставание и рассчитывают вырваться вперед к началу 2050-х.

Урок для Украины?
Индия без какого-либо значительного предварительного наследия и крупных финансовых вложений смогла попасть в клуб ведущих космических держав. Да, страна имеет одну из сильнейших экономик в регионе, большое количество специалистов и выгодное расположение. Уже упомянутый индийский космодром находится недалеко от экватора, что является одним из его неоспоримых преимуществ. Тем не менее, некоторые составляющие его подхода к космической программе во многом напоминают частный сектор.
По мнению Андрея Колесника, Индию отличает от других космических государств очень рациональное использование бюджетных средств. Их затраты на аналогичные образцы космической техники на порядок ниже "конкурентов". И если можно было бы сравнивать, то эффективность их расходования граничит с уровнем самых успешных стартапов и компаний "Нового космоса".
Индийские инженеры достигают таких впечатляющих результатов благодаря удачному сочетанию технического совершенства с одной стороны и минимальной достаточности с другой. В конструкциях и алгоритмах закладываются простейшие технические и программные решения – без накопления дополнительного функционала, желательного для расширения возможностей, но без которого можно обойтись для достижения основной цели миссии. Если брать бизнес-сравнения, то это будет что-то похожее на Minimum Viable Product.
Текущая же организация космической деятельности в Украине позволяет только по-доброму завидовать индийцам.