ФОПы – снова тема номер один на Кабмине и в Верховной Раде. Из уже озвученного – премьер-министр Алексей Гончарук пообещал IT-шникам 5-ую группу с повышенным налогообложением, а в Раде рассматривается законопроект № 1210, который тоже введет ряд нововведений в работе частных предпринимателей. ФОПы начинают активно высказываться на публике.

Мы решили возобновить нашу мартовскую хронику, когда чиновники и депутаты вовсю обсуждали перевод скрытых ФОПов на полноценное оформление труда.

Как это было  

Министерство социальной политики Украины хотело навести порядок на рынке труда. 6 февраля Минсоц обнародовал законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления защиты прав работников и противодействия применению незадекларированного труда", одна из целей которого - ужесточить ответственность за использование ФОПов при оплате труда, по сути – штатных сотрудников.

Закон введет семь критериев, по которым будет определяться статус трудовых отношений. Если работодатель нарушит хотя бы три из них и будет на этом пойман "инспекторами труда", то его оштрафуют на 30 минимальных зарплат (около 125 000 грн сейчас).     

Инициатива вызвала горячую дискуссию. Десятки бизнесменов, политиков, атишников, аналитиков, фейсбук-экспертов прокомментировали идею Минсоца. LIGA.net отсеяла истерику, оставив самое конструктивное и интересное из обсуждений.

Теперь вся дискуссия доступна в одном месте.

10.09.2019
13:50

Глава комитета ВР по финансам и налогам Данил Гетманцев объяснил в интервью изданию Новое Время, что эта инициатива (ЗП №1053 и №1073) направлена на противодействие уклонению от налогообложения крупного бизнеса с использованием единого налога. Чтобы огромный магазин на Крещатике, дневной оборот которого превышает годовой лимит ЧПшника, не выдавал чек от ЧПшника. 

По его словам, уклонение от налогообложения крупным бизнесом с использованием схемы ФЛП — это коррупция, имеющая такую же природу, как и злоупотребление чиновника. 

“Это тот же обман — и государства, и, что еще важнее, потребителя. Ведь потребитель, не получая чека (или даже договора с продавцом), не может защитить свои права, получить компенсацию за некачественный товар. Именно потому нас поддержал весь белый бизнес (в т.ч. многие ассоциации, включая EBA), хотя лоббисты теневого рынка разогнали кампанию против законопроекта”, - отметил Гетманцев.

 

13:48

Совладелец Новой почты Владимир Поперешнюк написал в своем Facebook, что законопроекты №1053 и №1073 - это наступление новой власти на бизнес.

"Законопроекты №1053, №1073, возвращающие так называемую "пятикратку", которую ранее отменил президент (Петр Порошенко – Ред.), внедряют систему клеветы покупателя на предпринимателя, расширяют применение регистраторов (РРО) и другие инициативы по "закручиванию гаек" бизнеса, включая повышение налога для IТ, демонстрирует реальные намерения новой власти", - отметил Поперешнюк.

По его мнению, предприниматели для новой власти стали врагами, и "особая вражеская каста для них – это ФОПы". 

"...но вместе с тем ФОПы играют ключевую роль в развитии экономики. Именно благодаря им наша экономика еще жива и даже понемногу растет", - продолжил Поперешнюк. Он считает, что логичней было бы снизить налоги для компаний на обычной системе и упростить условия ведения бизнеса.

13:40

На прошлой неделе депутаты внесли на рассмотрение законопроекты №1053 и №1073, которые нацелены на детенизацию расчетов в сфере торговли и услуг. Они обяжут все физлица на едином налоге, кроме первой группы, использовать регистраторы расчетных операций (РРО). Независимо от вида деятельности и объема дохода.

Законопроектом №1053 также предусмотрена возможность отказаться от кассовых аппаратов и использовать программные РРО. А также механизм поощрения граждан за контроль расчетных операций: покупателю вернут стоимость товара, превышающую 100 грн, если тот сообщит о нарушении порядка проведения расчетных операций.

Многие бизнесмены выступили против этих инициатив. 

12:32

Ежегодно сумма налогового долга ФОП растет в среднем на 500 млн гривень. Так, в 2017 году общая задолженность ФОП составляла 3,6 млрд гривень, в 2018 - 4,1 млрд. Сейчас украинские предприниматели должны государству уже 6 млрд гривень.

 Об этом сообщает Опендатабот, платформа для работы с открытыми данными.

 Одна из причин такой динамики — плохая коммуникация ДФС. Например, сейчас в открытом реестре должников не указывается регистрационный адрес ФОП, в результате чего более 35 000 предпринимателей невозможно идентифицировать.

04.09.2019
12:19

Команда премьер-министра Украины Алексея Гончарука планирует ввести новый налог для IT-специалистов, сообщает корреспондент LIGA.net со встречи Кабмина с экспортной IT-индустрией.

Вводится новая ставка налога на развития человеческого капитала. Она будет начинаться с 1% в 2020 и к 2029 году должна составить 5%. Деньги из него пойдут на развитие фонда для поддержки талантливых студентов, ученых и IT-лабораторий. 

На пятой группе ITшники также будут платить, помими 5% единого налога, 1,5% военного сбора и ЕСВ с двух минимальных заработных плат 

04.03.2019
08:15

Конфликт вокруг трудоустройства ФОПов - вершина айсберга. Украине нужно изменить советскую систему организации трудовых отношений. Есть варианты. Подробнее - в аналитической статье Павла Кухты, заместителя главы Стратегической группы советников по поддержке реформ (SAGSUR). 

02.03.2019
19:00

В Верховной Раде зарегистрировали законопроект №10094. Он предполагает добавить в налоговый кодекс отдельную пятую группу единого налога иссключительно для представителей IT-отрасли Украины. В документе предлагается закрепить за ФОП, работающими в сфере IT, ставку налога на 10% к 2025 году. 

При этом, в законопроекте прописано условие, по которому указанные ФОП будут отнесены к пятой группе: они не должны использовать труд наемных лиц, а их доход не должен превышать 7,5 млн грн в год.

23.02.2019
17:12

Президент Петр Порошенко заявил о намерении обсудить законопроект Минсоца по ограничению деятельности ФОПов, которые платят единый налог, чтобы не допустить притеснений в работе предпринимателей, в частности IТ-сектора. По его словам, ведомство отвечает за наполнение Пенсионного фонда, но нужно "найти другие способы как выводить зарплаты из тени, как легализовать занятость, как наполнять Пенсионный фонд".

"Мы в ближайшее время тщательно обсудим модель, которую они (Минсоц - Ред.) сейчас предложили. Она еще не рассматривалась на Кабмине. И в планах принять активное участие в обсуждении этого, для того чтобы IT-сектор как наш приоритет чувствовал себя защищенным", - отметил Порошенко. 

22.02.2019
10:06

Александра Альхимович, управляющий директор Luxoft Ukraine. Против.

"Неважко здогадатись, що різке і значне підвищення податкового навантаження при підвищенні глобальної конкуренції на IT-ринку зробить їхню бізнес-модель неефективною. Гравці ІТ-ринку зацікавлені у прозорій та стабільній роботі галузі – як 10 років тому, так і зараз. Тому представники бізнесу та влади мають спільно розробити ефективну та функціональну модель оподаткування, яка б враховувала нинішні реалії ведення бізнесу і нові форми співпраці для креативних та IT-професій. Низка IT-кластерів та Асоціація IT України вже долучились до цього процесу", - пояснила в колонці для LIGA.net свою позицію щодо ініціативи Мінсоцу Альхимович.

05:39

Артур Оруджалиев, основатель издания о блокчейне и криптовалютах Bitside.org, ранее – владелец AIN.UA. 

"Не стоит путать просто ФОП и ФОП, как схему оптимизации зарплат, в компаниях на тысячи человек. Вторая схема у нас недостаточно отрегулирована. Она поразительным образом одновременно и белая и серая. Не возможно, но факт. Отрегулировать ее без изменения налоговой системы в отношении традиционно оформленных сотрудников сложно. И лично я уверен, что нормальные изменения там возможны как раз после того, как каждый человек будет самостоятельно оплачивать все налоги, а также будет иметь возможность без танцев с бубном списывать ноутбуки и авиабилеты на конференции на бизнес-расходы в несколько кликов, если он ФОП или как называют это в США - "контрактник"".

21.02.2019
11:21

Реакция Давида Брауна, CEO и сооснователя сервиса TemplateMonster. Нейтральная позиция. 

"По моим субъективным оценкам, сегодня уровень тенизации IT-экономики 5-7%. То есть 95 айтишников из 100 платят 5% со всех своих заработков + ЕСВ (кто-то минимальный, кто-то, кто верит в украинскую пенсионную систему, добровольно чуть больше). Мало ли 5%? Да, мало и чертовски привлекательно. Особенно, для иностранных заказчиков. Частично благодаря этому, отрасль так быстро доросла до 4% ВВП. 

Что предлагают сейчас? Увеличить с 5% в 20%. Ок, звучит как хороший план. Что ожидается? Говорят, увеличение доходной части. Аж в пять раз больше. Учитывая, что у айтишников самый большой в этой стране арсенал уклонения, я верю, что им начнут пользоваться мгновенно. А эффект от ухода в другие юрисдикции мы почувствуем тогда, когда никто уже и не вспомнит, кто такой революционер Рева. Там все инертно".

11:01

Комментарий Виталия Проценко, CEO Multiplex, на пост Владислава Чечеткина в Facebook.  

"Думаю, схема с ФОП плохая везде, а не только в IТ. Более верно было бы убрать схему, как таковую. А для IТ-сферы сделать особую систему, которая бы позволила сохранить привлекательность этой сферы и не задрала стоимость для локальных бизнесов до совсем нестерпимых. Думаю, всем понятно, что речь идет совсем не о малом бизнесе. Как показывает практика, малый бизнес зачастую без какой-либо формы организации работает, в формате "бросьте на карту". В общем, нынешняя система нерабочая на всех уровнях. Нужно снижать налоги и увеличивать собираемость. В том числе, с помощью облегчения администрирования. Также важно работать с населением, чтобы каждый работник знал, сколько он заплатил налогов (в идеале, еще и на что они пошли). Мы хотим у себя внедрить отчеты перед сотрудниками по тому, сколько они заплатили налогов за месяц. Думаю, это многим откроет глаза".

09:24

Владислав Чечеткин, основатель компании "Розетка". Нейтральная позиция.

"Следующий шаг, запретим украинским компаниям отношения с ФОП ITшниками. Для украинской компании затраты на это самое IТ возрастает на 46%. Почему именно так? Потому что у этого самого IТшника есть выбор. Работать на украинскую компанию или поменять место работы, и работать на иностранную, оставаясь фопом. При этом под ударом только украинский бизнес. Компании аутсорсеры - не пострадают. Они просто будут платить с иностранного юрлица. Думаю что и сейчас так происходит" 

08:58

Антон Хорсев, IT-предприниматель и инвестор, CEO в Pipe. Против.

"ФОП и желание людей иметь работу "без обязательств" это не чисто украинская специфика, как нам пытаются продать. Это общемировой тренд который даже имеет свой хештег: The job market is so hot right now that workers are #ghosting employers without even saying goodbye. ФОП - это часть экосистемы украинского айти, выполняющая роль антидота, защищающая Украину на глобальных рынках. Как говорят Ukraine is the unfair advantage of the Silicon Valley. ФОП - это водораздел между экономикой хипстеров и холодным кокаиновым дыханием транснациональных корпораций".

20.02.2019
19:15

Денис Довгополый, IT-предприниматель, сооснователь первого украинского бизнес-акселератора для технологических стартапов GrowthUP. За.

"Я считаю, что ФОП в Украине должен использоваться по прямому назначению: упрощение ведения учета, уплаты налогов для малого и семейного бизнеса. Как и во всем мире. Во всем мире есть ограничения на использование этого механизма. И во всем мире налоговые преступления считаются тяжелыми преступлениями против общества и не имеют срока давности".

16:46

Алексей Тимофеев, топ-менеджер компании Trident Acquisitions Corp., экс-руководитель Смарт-Холдинга

"В Украине. Бизнес надо строить так, чтобы он выдерживал полную налоговую нагрузку. Тогда вам будет всё равно, "отменят ФОПов" или не отменят. А если бизнес строится как схемный - то надо принимать и связанные риски".

12:45

Мария Алексинская, незaвисимый консультант, экс-экономист Международной организации труда. За.

Запретит ли закон ФОПы? Какая разница в "трудоустройстве через ФОП" и "через трудовой договор"? Ставит ли закон под угрозу малый бизнес и конкурентноспособность? В колонке для LIGA.net ученая развенчивает основные домыслы, возникшие после обнародования законопроекта Минсоцом. 

11:10

Юрий Антонюк, CEO EPAM Ukraine, вице-президент IT-комитета Европейской бизнес ассоциации (EBA). Против.

"Якщо серьойзно, то податки можливо поступово (декілька років) збільшувати до розумної межі. Не до 40%, як хтось хоче. Щоб і люди, і бізнес могли пристосуватись до нових умов, а держава і ПФ отримали більше коштів в середньстроковій перспективі. Але не потрібно апелювати до правил кодексу 50-річної давнини. Коли в світі росте нова економіка, цифрові робочі місця, а ми знову чуємо про перевірки, виконання штатних обов'язків і т.п. Це потребує відповідальної дискусії між державою, фахівцями та бізнесом"

09:14

Министр социальной политики Украины Андрей Рева во время программы "Свобода слова" заявил, что скандальный законопроект, который может ограничить оформление договоров с ФОПами, не коснется представителей IT-отрасли и фрилансеров. 

Рева отметил, что закон критикуют айтишники и журналисты-фрилансеры, которых он не касается. Речь идет о крупных работодателях, которые используют инструменты, предназначенные на поддержку малого бизнеса, чтобы оптимизировать налогообложение.

00:26

Елена Минич, советник первого вице-премьера СтепанаКубива по вопросам цифровой экономики. За.

"Если вам интересно мое мнение, поднятый "вопрос ФОПов" - это только вопрос работодателей, а никак не сотрудников. Сотрудникам выгодно быть трудоустроенным легально, с официальной ЗП, оплаченным ПФ и т.д.. Это работодатели ищут варианты оптимизации налогов и начинают от чёрных/серых схем и, в лучшем случае, заканчивают ФОПами. Очень редко происходит наоборот, когда "обеляют" работу и выводят из тени ЗП и начинают платить налоги.

19.02.2019
23:10

Павел Обод, собственник IT-компании Sloboda Studio. Против.

"Действительно ли ФОП - это основная беда в нашей стране? Мы, увы, не слышим серьезных и громких посадок за различные коррупционные схемы. По моей лично информации - коррупция в тех же судах после Революции только усугубилась. Министерство хочет обеспечить социальную защиту таким сотрудникам. Но готовы ли программисты отдавать 20% своей ЗП за маленькую и непредсказуюмую пенсию, до которой многие просто и недоживут?", - написал он в Facebook.

18.02.2019
20:59

Олег Гетман, эксперт группы Налоговая и бюджетная реформа Реанимационного пакета реформ, против инициативы Минсоца

"Прежде всего стоит упомянуть, что упрощенная система налогообложения, в частности третья группа, - это не льгота, а полноценная система налогообложения, которая предусматривает налог с оборота в размере 5%. В то время как средний показатель налогообложения предприятий в стране, если посчитать уплаченные налоги в обороте предприятий, - составляет ориентировочно от 4% до 6%"

16:57
Эдуард Рубин, ученый и бизнесмен, директор компании Telesens International Ltd, сооснователь харьковского IT-кластера. Против.

"IТ-индустрия (далее под этим я буду говорить о разработчиках ПО) - не единственная отрасль, которая использует ФОП. Но не для уклонения от налогов, а для оптимизации, потому что использует их официально. [...] Потому что налоговые советники во всём мире помогают бизнесу официально оптимизировать на основе существующих законов налоги. IТ-индустрия, используя ФОП, никаким боком не мешает развитию других отраслей, особенно в нашей стране. 95% IТ компаний работают на иностранные рынки. Из-за экономического состояния нашей страны услуги IТ компаний на внутреннем рынке практически не нужны. От того, как ФОПы платят налоги не зависит развитие промышленности, от слова СОВСЕМ, потому что корпоративный налог у ИТ компаний такой же, как и у завода по производству пиломатериалов".

15:55

Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital, выступил "за" законопроект, назвав ФОПОв "внутренним офшором". 

"Сейчас ФОПы – это огромный внутренний офшор, - делиться своими рассуждениями Фурса, - в Украине сотни и тысячи больших компаний, вся деятельность которых построена через ФОПы. И это ненормально. Это все давно пора было прикрыть".

12:57

Яника Мерило, советник городского головы Днепра, выступила в поддержку IT-сектора.

е секрет, что IT часто работает с ФОПами. И это не схема, это законный инструмент. IT-сфера - одно из стратегически важных направлений для развития страны. Что случится, если запретить трудовые отношения с ФОПами? "Если коротко - многие будут голосовать ногами и, как результат, - бизнес не будет уже настолько конкурентоспособным. А это - меньше поступлений в бюджет".

10:00

У Дмитрия Яблоновского, директора Центра экономической стратегии, особая позиция.

"Антифоповский" законопроект Минсоца призван закрыть внутренний офшор, который позволяет сотрудникам компаний вместо 18% налога на доходы физлиц, 1,5% военного сбора и 22% социального взноса (ЕСВ) платить только 5% единого налога от доходов", - отмечает Яблоновский.

Но у экономиста есть ряд вопросов к данным, на основе которых Минсоц делал количественный прогноз влияния инициативы на экономику Украины. Он считает, что без ответов на эти вопросы, предложение ведомства - лишь очередная попытка реформировать упрощенную систему налогообложения.

08:09

Александра Томашевская, налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса. Против.

"Инициативы министерства уже давно вызывают вопросы. Мне кажется, в ведомстве работают люди, которые ничего не понимают в правилах ведения бизнеса", - отмечает эксперт. Ее контраргумент - большие налоговые ставки, которые юрлицам приходится отчислять за официально оформленных сотрудников. "В Украине действительно многие малые предприятия не платят налоги. Украина фактически является tаx free страной, но именно это позволяет местному бизнесу выживать. Сейчас при выплате заработной платы "в белую" сумарные выплаты предприятия составляют 41,5% от общего дохода. Например, при ставке сотрудника в 20 000 грн нужно перечислить в бюджет 8300 грн", - парирует она.

17.02.2019
20:52

Игорь Смелянский, CEO Укрпочта. За.

"Меня наврядли кто-то сможет отнести к сторонникам инициатив Минсоца, но, как мне кажется, поднятая ими тема правильная. И не надо рассказывать про бедных IТ. У нас вся страна на ФОПах - рестораны и т. д. Я ненавижу уравниловку, как и кучу совка (поэтому считаю нужным аннулировать трудовой кодекс). Но почему я на зарплату своим программистам должен платить 40% налога, а кто-то 5%. И почему все говорят только про IТ? У нас вся страна в тени. Кто из критиков моей позиции верит в то, что в стране всего 5000 человек, которые зарабатывают более 1 млн грн в год? Нельзя верить в будущее страны где никто не хочет платить налоги. И ФОПы это безусловно только часть проблемы, но она есть"

20:36

Тимофей Милованов, почетный президент Киевской школы экономики и заместитель главы Совета НБУ, позитивно отреагировал на инициативу. 

"Правительство предлагает штрафовать за использование ФЛП для уклонения от налогов. Конечно, те, кто используют ФЛП, против таких штрафов. Как экономист, я поддерживаю такое предложение", - отметил Милованов в своей колонке. Его главный аргумент в поддержку инициативы ведомства - система ФОПов удерживает украинскую экономику от развития. "ФОПы создают неравные правила игры на рынке, заводят экономику в тень, делают невозможным развитие финансовых рынков"

16.02.2019
21:46

Владимир Дубровский, старший экономист CASE Ukraine. Против.

"Минсоц подхватил давно гулявшую коридорами власти идею прищучить компании, которые оформляют своих сотрудников ФОПами третьей группы, чтобы избежать налога на труд (ЕСВ) и снизить НДФЛ. То есть, простыми словами, убить соответствующие отрасли, выгнать квалифицированных и талантливых в эмиграцию и этим лишить Украину даже призрачных перспектив на будущее, окончательно превратить ее в Винницуэлу"

21:17

Елена Макеева, глава совета директоров аудиторской фирмы "Аксенова и партнеры", экс-заместитель министра финансов Украины, также задалась вопросом реалистичности идеи Минсоца.

"Вы знаете, что ФОПы родились в далеком 1998 году благодаря Кучме, как временная мера? Прошло 20 лет ... Наверное, пришло время обновить государственную политику по вопросам развития и поддержки малого предпринимательства"

"Вы правы. Это внутренний офшор, которым пользуются IT-компании, подменяя трудовые отношения, и ещё много других, который приводит к потерям бюджета, в первую очередь. А дальше - абсолютное искажение цен на всех рынках, фопы есть везде. Я очень хорошо знаю IT-отрасль, знаю тех единиц, которые платят зарплаты, а не ФОПам. Никакой проектной работы. Это налоговая оптимизация полузаконным путем..."

15.02.2019
13:04

Создатели законопроекта привели целый список условий, согласно которым с человеком должны быть заключены трудовые отношения.

06.02.2019
00:00

Министерство социальной политики обнародовало законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления защиты прав работников и противодействия применению незадекларированного труда".